КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПЕРИОДИКИ:ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК 087.5+655.26

  • Шишкина Надежда Игоревна − кандидат филологических наук, доцент кафедры редакционно- издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: shishkina-@mail.ru

  • Хваленя Светлана Вадимовна − магистрант кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: khvalenya99@mail.ru

Ключевые слова: качество, СМИ, периодические издания для детей и подростков, художественно-техническое оформление, дизайн, верстка, удобочитаемость.

Для цитирования: Шишкина Н. И., Хваленя С. В. Критерии качества детской и подростковой периодики: художественно-технический аспект // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 145–150. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-145-150.

Аннотация

В настоящей публикации рассматривается детская и подростковая периодика как самостоятельный тип массового периодического издания, представляющего собой особую область, тесно связанную с проблемами развития литературы, публицистики, изобразительного искусства, общественной и художественной жизни, а также уровнем полиграфии и ее техническими возможностями. В данном исследовании при рассмотрении аспекта подготовки художественно-технического оформления периодических изданий были выявлены критерии качества, относящиеся как к общей идее, концепции издания, так и к отдельным комплексам элементов. На основе изученных научных работ различных ученых, а также собственных исследовательских изысканий был предложен перечень критериев качества, которые наиболее разносторонне отражают процесс разработки графической модели и художественно-технического оформления детского и подросткового СМИ.

Список литературы

  1. Лобин А. М. Художественно-техническое оформление изданий. Ульяновск: УлГТУ, 2004. 24 с.
  2. Киселев А. П. От содержания – к форме. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1974. 48 с.
  3. Тулупов В. В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий. Воронеж: Кварта, 2005. 200 с.
  4. Харитонова С. В. Шрифтовая концепция периодических изданий для детей // Веснік БДУ. Сер. 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2011. № 3. С. 93–96.
  5. Шишкина Н. И., Хваленя С. В. Критерии качества средств массовой информации: теоретико-методологическая база // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 1 (243). С. 27–33. DOI: 10.52065/2520-6729-2021-243-1-27-33.
  6. Васильев С. Л. Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Воронеж: ВГУ, 2011. 38 с.
  7. Дизайн периодических изданий / под ред. Э. А. Лазаревич. М.: МГУ, 2001. 94 с.
  8. Иващенко Н. А. Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой идентификации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2009. 25 с.
  9. Серов С. И. Типографика визуальной коммуникации. М.: Линия График, 2004. 32 с.
  10. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994. 336 с.
  11. Уильямс Р. Дизайн. Книга для недизайнеров. СПб.: Питер, 2019. 240 с.
  12. Васильев С. Л. Аппарат ориентирования читателя в периодическом издании: строение, задачи, уровни функционирования // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2009. № 2. С. 126–133.
  13. Анализ концепции периодических изданий / сост. А. М. Лобин. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 27 с.
  14. Орлова В. В. Особенности редактирования детских иллюстрированных журналов // Труды БГТУ. 2012. № 9 (156): Издательское дело и полиграфия. С. 15–17.
Поступила 11.01.2022