ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА РАБОТНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УДК 331.1
Фурсевич Инна Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятия». Филиал Белорусского национального технического университета «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики» (220109, г. Минск, пр-т Партизанский, 77, Республика Беларусь). E-mail: fursevich@ bntu.by
DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6877-2024-286-6.
Ключевые слова: резерв руководящих работников, перспективный резерв, резерв профессорско-преподавательского состава, резерв учебно-вспомогательного, административно-управленческого, обслуживающего персонала.
Для цитирования: Фурсевич И. Н. Формирование резерва работников в учреждениях высшего образования Республики Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2024. № 2 (286). С. 44–50. DOI: 10.52065/2520-6877-2024-286-6.
Аннотация
Развитие современной системы высшего образования в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. предусматривает решение важнейшего комплекса задач по повышению конкурентоспособности и привлекательности высшего образования в мировом образовательном пространстве. Одной из этих задач является наращивание научно-технической компетентности и усиление кадрового потенциала, обеспечивающего реализацию образовательных программ высшего образования. Сложившийся количественный и качественный состав профессорско-преподавательского состава требует особого подхода в образовательной среде и приумножения традиций научных школ как базовой основы учреждения высшего образования. На постоянном контроле должны быть вопросы омоложения профессорско-преподавательского состава, закрепления молодых специалистов внутри университета. Требуется тщательный анализ организации и привлечения отдельных категорий работников, имеющих статус молодых специалистов, к выполнению работ, применения к ним дополнительных стимулирующих выплат. В этой связи статья посвящена развитию резерва кадров в учреждениях высшего образования. Особое внимание в работе уделено профессорско-преподавательскому составу. С целью обеспечения своевременного замещения вакантных (высвобождающихся) должностей, качественной подготовки обучающихся, развития инфраструктуры, предполагающей организацию образовательного процесса как непрерывной научной, учебной и практической деятельности будущих специалистов, разработаны рекомендации по формированию и применению резерва кадров в учреждениях высшего образования на уровне факультета, управления, отдела, службы. Предложены дополнительные мероприятия по привлечению молодежи в производственную и инновационную деятельность.
Список литературы
- Положение об учреждении высшего образования: утв. постановлением М-ва образования Респ. Беларусь, 16 сент. 2022, № 311 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=W22238818 (дата обращения: 23.02.2024).
- Максимова Т. Г., Николаев А. С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8 (126). C. 81–87. DOI: 10.24158/tipor.2018.8.15.
- Щеголева Л. В., Гуртов В. А., Пахомов С. И. Национальные исследовательские университеты: подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках программ развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 21–35. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-21-35.
- Резник С. Д., Фомин Г. Б. Формирование резерва управленческих кадров высших учебных заведений // Вестник КемГУ. 2012. Т. 1, № 4 (52). С. 319–324.
- Волкова А. В., Кузьминов М. М., Митрякова О. Л. Формирование резерва руководящих кадров образовательных и научных организаций // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 5. С. 9–24. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-9-24.
- Богданова Е. Л., Алнафра И. Анализ влияния структуры факторов национальной инновационной системы на процесс социально-экономического развития в России // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2017. № 15 (210). С. 19–25.
- Кокорина Д. Н., Иванова А. П. Подбор и оценка профессорско-преподавательского состава вуза // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3, № 13. С. 792–794.
- Зборовский Г. Е., Абрамова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развитии // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180.
- Попова С. А., Трихина И. А. Формирование подходов к оценке эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава в кадровой политике высшего учебного заведения // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 35.
- Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании»: утв. постановлением М-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь, 29 июл. 2020 г., № 69 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22136368p (дата обращения: 23.01.2024).
- Вечер Л. С. Государственная кадровая политика и государственная служба: учебник. Минск: Вышэйшая школа, 2020. 383 с.
- Фурсевич И. Н. Теоретико-методическое обеспечение ротации руководителей и специалистов (на примере предприятий машиностроения Республики Беларусь): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Минск, 2022. 28 с.
- Березина Н. С., Бержанин А. А., Ильин М. В. Методические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций; под общ. ред. С. Н. Князева. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. 49 с.
- Фурсевич И. Н. Оценка эффективности ротации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях. Минск: БНТУ, 2023. 247 с.
Поступила 25.03.2024