ОТ АВАНГАРДА К ОФИЦИОЗУ. ТЕАТР РЕВОЛЮЦИОННОЙ САТИРЫ И «СИНЯЯ БЛУЗА» В МИНСКЕ В 1920-Е ГГ.
УДК 94(476)7.03.792.03«1920»+394.2(476)
- Денисов Антон Владимирович – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Социальное управление». Белорусский национальный технический университет (220013, Минск, пр-т Независимости, 65. Республика Беларусь). E-mail: dzianisau.1982@gmail.com
- DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6885-2024-281-8.
Ключевые слова: Театр революционной сатиры, агитация и пропаганда, «Синяя блуза», национальная политика, массовые праздники, живая газета, польский театр в Советской Беларуси.
Для цитирования: Денисов А. В. От авангарда к официозу. Театр революционной сатиры и «Синяя блуза» в Минске в 1920-е гг. // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 1 (281). С. 44–49. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-8.
Аннотация
В статье на основе синхронных источников, архивных документов и публикаций в прессе рассматривается деятельность двух художественных объединений: Театра революционной сатиры и «Синей блузы», которые активно работали в Минске в 1920-е гг. Оба агитационных театра действовали по принципу «живой газеты», сочетали политическую агитацию и пропаганду с элементами развлекательных представлений, танцевальных номеров и кабаре. Минский Театр революционной сатиры ставил спектакли и миниатюры под руководством Е. А. Мировича, В. П. Базилевского и П. П. Богданова. Несмотря на большие планы его руководителей, театр смог себя реализовать и прекратил свою деятельность к 1922 г. Но запрос на новое агитационное искусство привел к возникновению нового агитационного театра «Синяя Блуза», у которого нашлись последователи в Беларуси, в частности театральный коллектив под руководством драматурга и общественного деятеля Э. Э. Богинского. В статье четко определена связь и преемственность между Театром революционной сатиры и «Синей блузой» – как общие черты и подходы к подаче сцен и сюжетов, так и различия. В творчестве минской «Синей блузы» – театра «Kropidło» вместе с общесоюзными подходами в значительной степени была реализована местная культурная и национальная специфика, выражавшаяся в освещении тем национальной политики в БССР и Польше. Актеры театра участвовали в уличных инсценировках, массовых действах и поликарнавалах во время советских праздников. Впоследствии агитационные коллективы трансформировались в официальные государственные театры.
Список литературы
- Театр революционной сатиры в Витебске // Государственный архив Витебской области. Витебск: Витебская областная типография, 2018. 299 с.
- Звязда. 1921. 1 августа. С. 4
- Звязда. 1921. 25 августа. С. 4
- Звязда. 1921. 4 сентября. С. 4.
- Звязда. 1921. 5 мая. С. 3.
- Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 42. Оп. 1. Д. 1048.
- Звязда. 1921. 27 ноября C. 4.
- Синяя блуза. 1926. Вып. 47−48.
- Синяя Блуза. 1925. Вып. 7.
- Синяя блуза. 1926. Вып. 35.
- Синяя Блуза. 1927. Вып. 52.
- Живая газета отчетом «Главсоцстраха». Минск, 1926. 64 с.
- Государственный архив Минской области (ГАМО). Ф. 127 Оп. 1. Д. 2.
- НАРБ. Ф. 307. Оп. 1. Д. 22.
- Звязда. 1925. 10 июля. С. 4
- Звязда. 1925. 14 июля. С. 4.
- Gwiazda młodzieży. 1926. 31 maja. s. 4–5.
- Gwiazda młodzieży. 1926. 15 czerwca. s. 7.
- Богинский Э. Теревсат. Кн. 2. Ногинск, 1921. 57 c.
- Басов Ю. В. Жизнь и судьба директора Государственного польского театра имени 11 июля Э. Э. Богинского. Некоторые проблемы изучения истории польского театра в Советской Белоруссии // Национальный театр в контексте многонациональной культуры: Архивы, библиотеки, информация. М.: ФИАР-ПРЕСС, 2006. С. 159–170.
- НАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 767.
Поступила 11.03.2024