ОТ АВАНГАРДА К ОФИЦИОЗУ. ТЕАТР РЕВОЛЮЦИОННОЙ САТИРЫ И «СИНЯЯ БЛУЗА» В МИНСКЕ В 1920-Е ГГ.

УДК 94(476)7.03.792.03«1920»+394.2(476)

 

  • Денисов Антон Владимирович – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Социальное управление». Белорусский национальный технический университет (220013, Минск, пр-т Независимости, 65. Республика Беларусь). E-mail: dzianisau.1982@gmail.com
  • DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6885-2024-281-8.

 

Ключевые слова: Театр революционной сатиры, агитация и пропаганда, «Синяя блуза», национальная политика, массовые праздники, живая газета, польский театр в Советской Беларуси.

Для цитирования: Денисов А. В. От авангарда к официозу. Театр революционной сатиры и «Синяя блуза» в Минске в 1920-е гг. // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 1 (281). С. 44–49. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-8.

 

Аннотация

В статье на основе синхронных источников, архивных документов и публикаций в прессе рассматривается деятельность двух художественных объединений: Театра революционной сатиры и «Синей блузы», которые активно работали в Минске в 1920-е гг. Оба агитационных театра действовали по принципу «живой газеты», сочетали политическую агитацию и пропаганду с элементами развлекательных представлений, танцевальных номеров и кабаре. Минский Театр революционной сатиры ставил спектакли и миниатюры под руководством Е. А. Мировича, В. П. Базилевского и П. П. Богданова. Несмотря на большие планы его руководителей, театр смог себя реализовать и прекратил свою деятельность к 1922 г. Но запрос на новое агитационное искусство привел к возникновению нового агитационного театра «Синяя Блуза», у которого нашлись последователи в Беларуси, в частности театральный коллектив под руководством драматурга и общественного деятеля Э. Э. Богинского. В статье четко определена связь и преемственность между Театром революционной сатиры и «Синей блузой» – как общие черты и подходы к подаче сцен и сюжетов, так и различия. В творчестве минской «Синей блузы» – театра «Kropidło» вместе с общесоюзными подходами в значительной степени была реализована местная культурная и национальная специфика, выражавшаяся в освещении тем национальной политики в БССР и Польше. Актеры театра участвовали в уличных инсценировках, массовых действах и поликарнавалах во время советских праздников. Впоследствии агитационные коллективы трансформировались в официальные государственные театры.

Скачать

Список литературы

  1. Театр революционной сатиры в Витебске // Государственный архив Витебской области. Витебск: Витебская областная типография, 2018. 299 с.
  2. Звязда. 1921. 1 августа. С. 4
  3. Звязда. 1921. 25 августа. С. 4
  4. Звязда. 1921. 4 сентября. С. 4.
  5. Звязда. 1921. 5 мая. С. 3.
  6. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 42. Оп. 1. Д. 1048.
  7. Звязда. 1921. 27 ноября C. 4.
  8. Синяя блуза. 1926. Вып. 47−48.
  9. Синяя Блуза. 1925. Вып. 7.
  10. Синяя блуза. 1926. Вып. 35.
  11. Синяя Блуза. 1927. Вып. 52.
  12. Живая газета отчетом «Главсоцстраха». Минск, 1926. 64 с.
  13. Государственный архив Минской области (ГАМО). Ф. 127 Оп. 1. Д. 2.
  14. НАРБ. Ф. 307. Оп. 1. Д. 22.
  15. Звязда. 1925. 10 июля. С. 4
  16. Звязда. 1925. 14 июля. С. 4.
  17. Gwiazda młodzieży. 1926. 31 maja. s. 4–5.
  18. Gwiazda młodzieży. 1926. 15 czerwca. s. 7.
  19. Богинский Э. Теревсат. Кн. 2. Ногинск, 1921. 57 c.
  20. Басов Ю. В. Жизнь и судьба директора Государственного польского театра имени 11 июля Э. Э. Богинского. Некоторые проблемы изучения истории польского театра в Советской Белоруссии // Национальный театр в контексте многонациональной культуры: Архивы, библиотеки, информация. М.: ФИАР-ПРЕСС, 2006. С. 159–170.
  21. НАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 767.

Поступила 11.03.2024