АНАЛИЗ КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ОПЫТ УСТРОЙСТВА ПОДЪЕЗДНЫХ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ С УПРОЧНЯЮЩИМИ ПРОСЛОЙКАМИ

УДК 630*383.1

  • Насковец Михаил Трофимович − кандидат технических наук, доцент кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naskovets@belstu.by

  • Красковский Станислав Владимирович − кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной графики, заместитель декана по идеологической и воспитательной работе факультета лесной инженерии, материаловедения и дизайна. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: ttlp@belstu.by

  • Жлобич Павел Николаевич − инженер кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: pashkazhlobich@gmail.by

  • Четырбок Антон Николаевич − магистрант кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: cetyrbokanton@gmail.com

Ключевые слова: транспортная сеть, подъездные лесотранспортные пути, упрочняющие прослойки, опытные участки.

Для цитирования: Насковец М. Т., Красковский С. В., Жлобич П. Н., Четырбок А. Н. Анализ компонентной структуры транспортной сети лесного фонда, опыт устройства подъездных лесотранспортных путей с упрочняющими прослойками // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2023. № 1 (264). С. 139–146. DOI: https://doi.org/10.52065/2519-402X-2023-264-15.

Аннотация

В статье с целью формирования оптимальной структуры транспортной сети дорог на территории лесного фонда проанализированы компоненты сложившейся инфраструктуры. Проведенный анализ показал, что в современных условиях базовой составляющей дорожной сети следует считать лесохозяйственные дороги, выполняющие роль магистральных лесных транспортных артерий. Отмечается также, что вторым наиболее важным ее звеном являются различные виды подъездных лесотранспортных путей, в качестве которых выступают многочисленные по протяженности лесные грунтовые дороги и квартальные просеки. Данные виды транспортных путей являются подъездами к лесохозяйственным дорогам и требуют повышения эксплуатационных качеств. В соответствии с этим предложены новые способы их устройства, основная цель которых повышение работоспособности, устраиваемых конструкций посредством применения упрочняющих прослоек. В частности, предложено повышать проезжаемость лесных грунтовых дорог колейного типа путем укладки в колеи порубочных остатков и поверх них полос сетки стеклянной либо стеклопластика рулонного с последующей отсыпкой песчаного материала покрытия. А при устройстве покрытий на всю ширину проезжей части в них конструктивно дополнительно формируют ограничительные буртики.

Результатом исследований является положительная апробация в условиях производства разработанных конструктивно-технологических решений.

Список литературы

  1. Способ устройства лесной автомобильной однополосной дороги с дорожной одеждой: пат. BY 23729 / М. Т. Насковец, П. Н. Жлобич. Опубл. 16.11.2020.
  2. Павлов Ф. А. Покрытия лесных дорог. М.: Лесная пром-сть, 1980. 176 с.
  3. Дороги и транспорт лесной промышленности / И. И. Леонович [и др.]; под ред. И. И. Леоновича. Минск: Выш. шк., 1979. 416 с.
  4. Сухопутный транспорт леса / В. И. Алябьев [и др.]. М.: Лесная пром-сть, 1990. 416 с.
  5. Павлов Ф. А., Мольнар Я. Ф. Транспортные системы, пути и перевозки лесопродукции. В 3 т. Т. 2: Лесовозные дороги. Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2001. 352 с.
  6. Вырко Н. П. Сухопутный транспорт леса. Минск: Выш. шк., 1987. 437 с.
  7. Насковец М. Т. Транспортное освоение лесов Беларуси и компоненты лесотранспорта. Минск: БГТУ, 2010. 178 с.
  8. Исследование эксплуатационного состояния лесных дорог и разработка рекомендаций по их ремонту и содержанию / Насковец М. Т. [и др.] // Труды БГТУ. 2016. № 2 (184): Лесная и деревообраб. пром-сть. С. 65−69.
  9. Насковец М. Т. Перспективы использования геосинтетических материалов при ремонте и содержании конструкций лесных автомобильных дорог // Автомобильные дороги: безопасность и надежность: материалы Междунар. науч.-техн. конф., Минск, 22–23 нояб. 2018 г. Минск, 2018. С. 154−160.
  10. Дини М. Н., Насковец М. Т. Опыт упрочняющих прослоек в конструкциях лесных дорог // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2017. № 48. С. 3−5.
  11. Ильин Б. А., Кувалдин Б. И. Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог. М.: Лесная пром-сть, 1982. 384 с.
  12. Насковец М. Т., Жлобич П. Н., Четырбок А. Н. Совершенствование конструкций, технологий устройства и строительства опытных участков автомобильных дорог на лесных территориях с покрытиями низших типов // Фундаментальные и прикладные исследования молодых ученых: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Омск, 10–11 февр. 2022 г. Омск, 2022. С. 295−298.
  13. Насковец М. Т., Линкевич А. Ю. Повышение проезжаемости лесных дорог с низкой несущей способностью грунтовых оснований // Лесозаготовительное производство: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-техн. конф., Минск, 26–28 апр. 2017 г. Минск, 2017. С. 77−83.
  14. Оруджова О. Н. Влияние гибких геотекстильных прослоек на прочность дорожной конструкции // Лесной журнал. 2013. № 4. С. 54–59.
  15. Гармаза А. К. Совершенствование конструкций автомобильных лесовозных дорог с применением геотекстилей: дис. … канд. техн. наук: 05.21.01. Минск, 2002. 151 л.
Поступила 15.10.2022