ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ТОВАРОВ НА БАЗЕ НОМЕНКЛАТУРНОЙ ФУНКЦИИ

УДК 536.75

  • Новиков Василий Алексеевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономической информатики. Белорусский государственный экономический университет (220070, г. Минск, Партизанский пр-т, 26, Республика Беларусь). E-mail: vanovikov@tut.by

  • Буснюк Николай Николаевич – кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: busnnn@belstu.by

Ключевые слова: номенклатура товаров, номенклатурная функция, вектор демпфирования номенклатур, прибыль, стоимость, эконометрическая модель, метод, алгоритм, геометрическое среднее.

Для цитирования: Новиков В. А., Буснюк Н. Н. Определение номенклатуры товаров на базе номенклатурной функции // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2021. № 2 (250). С. 121–126. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6877-2021-250-2-121-126.

Аннотация

При выборе продуктовой стратегии важно правильно оценить и обосновать цену и объем реализуемых товаров. В качестве инструмента для расчетов можно использовать номенклатурную функцию. Номенклатурная функция представляет собой произведение объемов номенклатур рассматриваемых видов товаров. В работе на базе номенклатурной функции предложена методика формирования номенклатуры товаров по заданной величине прибыли. Особенность разрабатываемой методики заключается в возможности формирования номенклатуры в условиях различающейся прибыли единицы номенклатуры товара. Основой методики является определение модифицированной номенклатурной функции как среднего геометрического номенклатур, что дает возможность определить прибыль в прямой пропорции от значения номенклатурной функции. Кроме того, предложено произведения номенклатур брать с отличными от первой степенями, что определяет возможность мягкого или жесткого процесса регулирования вывода или ввода на рынок определенных товарных номенклатур.

Список литературы

  1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / под ред. В. В. Трофимова. М.: Высшее образование, 2006. 399 с.
  2. Наумов А. Н. Качество менеджмента XXI века // Менеджмент сегодня. 2003. № 6. C. 2–5.
  3. Sharpe W. F. Investments. Canada: Prentice Hall, 1997. 968 p.
  4. Василевская И. В. Инновационный менеджмент. М.: Риор, 2017. 480 c.
  5. Красс М. С., Чупрынов Б. П. Математические методы и модели для магистрантов экономики. СПб.: Питер, 2006. 496 c.
  6. Ищенко А. Ассортиментная политика // Эксклюзивный маркетинг. 2011. № 2. C. 345–349.
  7. Савинкин А. Как оптимизировать ассортимент // Финансовый директор. 2004. № 5. C. 34–40.
  8. Product Range Meaning & Definition. URL: https://www.mbaskool.com/business-concepts/marketing-and-strategy-terms/14454-product-range.html (date of access: 06.09.2015).
  9. Юрова Н. А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник ЮУрГУ, серия «Экономика и менеджмент». 2009. № 8, вып. 9. C. 83–89.
  10. Кудрявцева Л. Б., Колмакова Л. И. Основные понятия в области ассортиментной политики // Вестник современной науки. 2015. № 10 (3). C. 35–37.
  11. Rusmevichientong P., Topaloglu H. Robus assortment optimization in revenue management the multinomial model // Operations Research. 2012. No. 60 (4). Р. 865–882. DOI: 10.2307/23260282.
  12. Хотомцева М. А., Берестнева Н. О. Практикум по дисциплине «Экономико-математические методы и модели». Минск: МИТСО, 2006. 84 с.
  13. Власова Е. В., Глинкин Е. И. Оценка эффективности по нормируемым мерам измерения // Вестник ТГУ. 2017. Т. 22, вып. 2. C. 51–57.
  14. Буснюк Н. Н., Черняк А. А., Черняк Ж. А. Математическое моделирование. Практикум. Минск: Беларусь, 2014. 312 с.
  15. Математика для экономистов на базе MathCad / А. А. Черняк [и др.]. СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 448 c.
  16. Новиков В. А., Ванкович Г. Р. Определение оптимальной номенклатуры товаров по критерию стоимости // Экономика и управление. 2014. № 1 (37). С. 15–21.
  17. Wendel Clark. Product Strategy Options. URL: https://bizfluent.com/list-6756285-product-strategy-options.html (date of access: 26.09.2017).
  18. Differentiation Strategy With a Product Life Cycle Focus. URL: https://bizfluent.com/info-12034125-differentiation-strategy-product-life-cycle-focus.html (date of access: 26.09.2017).
  19. Crawley M. J. Statistics: an introduction using R. USA: Wiley, 2014. 354 p.
  20. Репова М. Л., Сазонова Е. В. Общая теория статистики в схемах, формулах, таблицах. Архангельск: АГТУ, 2007. 24 с.
  21. Coughlan A. T., Anderson E., Stern L. W. Marketing Channels. USA: Prentice Hall, 2006. 656 p.
  22. Исследование операций в экономике: учебник для академического бакалавриата / Н. Ш. Кремер [и др.]; под ред. Н. Ш. Кремера. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 438 с.
  23. Карлберг К. Бизнес-анализ с использованием Excel. M.: Вильямс, 2019. 576 с.
Поступила 21.06.2021