ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЙ В СОВРЕМЕННОМ КАТОЛИЧЕСКОМ И ПРОТЕСТАНТСКОМ ДИСКУРСАХ

УДК 322+261.6

  • Гридчин Антон Владимирович – аспирант кафедры философии и методологии науки. Белорусский государственный университет (220050, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: antongridchin@mail.ru

Ключевые слова: конфессия, модернизм, социальная доктрина, миссионерство, экуменизм, глобализация, традиционализм.

Для цитирования: Гридчин А. В. Основные концепции цивилизационных различий в современном католическом и протестантском дискурсах // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021. № 1 (245). С. 175–180. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2021-245-1-175-180.

Аннотация

В статье рассматриваются социально-философские концепции взаимоотношения христианских конфессий с государством в контексте актуальных социально-политических и мировоззренческих вызовов. В качестве примера приводится идея экуменизма как одной из форм проявления глобализации в религиозной сфере. Выявляются концептуальные основания традиционалистской и модернистской стратегий мировых христианских конфессий. Также дается характеристика отношений западного, в большей степени модернистского, христианства к восточному как традиционалистскому полюсу христианской религии.

Анализируются различные теоретические подходы к пониманию раскола в христианстве в контексте социальных концепций католичества и протестантизма. В этой связи автор осуществляет ревизию идейного наследия Макса Вебера в контексте католическо-протестантского дискурса. Рассматривается ряд исследователей философской и социологической направленности, опирающихся на идеи Макса Вебера, концептуальные взгляды которых определяют основные цивилизационные программы, составляющие парадигмальное пространство западного христианства. Автор выделяет три основных подхода: преимущество протестантизма как над католицизмом, так и над православием; превосходство католицизма над другими конфессиями; умеренный подход, предполагающий объединение католицизма и протестантизма как ветвей единого западно-христианского древа. В исследовании акцентируется внимание на социально-философских аспектах сущностных отличий основных христианских конфессий на современном этапе социодинамики культуры.

Список литературы

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: East-View, 2002. 352 с.
  2. Вебер М. О России. М.: РОССПЭН, 2007. 159 c.
  3. Weber M. Gesammelte Aufsiitze zur Religionssoziologie. URL: https://archive.org/details/gesammelteaufs03webeuoft/mode/2up (дата обращения: 14.02.2021).
  4. Parry K. What to Jettison Before you go Sailing to Byzantium // Phronema. 2009. No. 24. P. 19–33.
  5. Martin D. The future of Christianity: reflections on violence and democracy, religion and secularization. London: Routledge. 2011. 240 p.
  6. Robbins J. Continuity thinking and the problem of Christian culture: belief, time, and the anthropology of Christianity // Current Anthropology. 2007. No. 48. P. 5–38. DOI: 10.1086/508690.
  7. Carroll A. The Importance of Protestantism in Max Weber’s Theory of Secularization // European Journal of Sociology. 2009. No. 50 (1). P. 61–95. DOI: 10.1017/S0003975609000423.
  8. Taylor C. A. Secular Age. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2007. 896 p.
  9. Joas H. Die säkulare Option. Ihr Aufstieg und ihre Folgen // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2009. No. 57 (2). P. 293–300. DOI: 10.1524/dzph.2009.0025.
Поступила 15.03.2021