МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ПРОЦЕСС

УДК 316.47+316.772.4/5

  • Новицкая Татьяна Евгеньевна – научный сотрудник Центра социально-философских и антропологических исследований. Институт философии Национальной академии наук Беларуси (220072, г. Минск, ул. Сурганова, д. 1, корп. 2, Республика Беларусь). E-mail: navitskaya.philosophy@gmail.com

Ключевые слова: медиатизация, медиа, средства массовой информации, новые медиа, процесс, теория медиума, теория медиатизации.

Для цитирования: Новицкая Т. Е. Медиатизация общества как процесс // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021. № 1 (245). С. 166–170. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2021-245-1-166-170.

Аннотация

В статье представлен анализ идеи медиатизации как процесса в рамках теории медиума и в теории медиатизации, которые исследуют роль медиа в трансформациях культуры и общества. Представителям этих подходов процессуальная сущность медиатизации видится конвенциональной, однако нет консенсуса по поводу того, как хронологически структурировано влияние медиа на социальные изменения. Рассмотрены особенности ее периодизации, а также характер смены ее этапов, вопросы их соотношения. В работе обобщены взгляды на детерминацию социальной динамики средствами сообщения представителями теории медиума. Детально проанализированы подходы к процессу медиатизации в современных западных исследованиях медиа и коммуникаций (С. Хьярвард, A. Хепп, A. Хоскинс). Аналитически рассмотрена интерпретация медиатизации как магистрального метапроцесса современности (Ф. Кротц), по своей значимости сравнимого с глобализацией, индивидуализацией и коммерциализацией. Современная фаза медиатизации понимается как «расширенная медиазация», «глубокая медиатизация», которая фундируется новыми медиа – так называемыми «текучими медиа».

Список литературы

  1. Meyrowitz J. Medium theory: an alternative to the dominant paradigm of media effects // The SAGE Handbook of Media Processes and Effects; edited by R. L. Nabi, M. B. Oliver. Los Angeles: SAGE, 2009. P. 517–530.
  2. Thompson J. B. The Media and Modernity: a Social Theory of the Media. Cambridge: Polity Press, 1995. 314 p.
  3. Hjavard S. The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change // Nordicom Review. 2008. No. 29 (2). P. 105–134.
  4. Hoskins A. Flashbulb memories, Psychology and Media Studies: Fertile Ground for Interdisciplinarity // Memory Studies. 2009. No. 2 (2). P. 147–150. DOI: 10.1177/1750698008102049.
  5. Hepp A. Deep Mediatization. London and New York: Routledge, 2020. 248 p.
  6. Krotz F. The meta-process of “mediatization” as a conceptual frame // Global Media and Communication. 2007. No. 3 (3). P. 256–260. DOI: 10.1177/17427665070030030103.
  7. Deuze M. Media life // Media, Culture & Society. 2011. No. 33. P. 137–148. DOI: 10.1177/0163443710386518.
Поступила 15.03.2021