ПЛАТФОРМЫ INSTAGRAM И TIKTOK В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

УДК 070:004.738.5

  • Градюшко Александр Александрович− кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: webjourn@gmail.com

Ключевые слова: медиапространство, Instagram, TikTok, цифровые технологии, аудитория, альтернативные медиа, журналистика.

Для цитирования: Градюшко А. А. Платформы Instagram и TikTok в цифровом пространстве: сравнительный аспект // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 1 (243). С. 12–19. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-243-1-12-19.

Аннотация

В статье рассматривается место и роль платформ Instagram и TikTok в медиапространстве Республики Беларусь. Научная значимость исследования обусловлена возрастанием роли социальных медиа в системе массовых коммуникаций. В ходе анализа проведена выборка и систематизация интернет-площадок в сегменте классических и альтернативных медиа с точки зрения вовлеченности аудитории. Методология исследования базируется на сравнительном анализе статистических данных об аудитории крупнейших белорусских аккаунтов в Instagram и TikTok. В результате исследования было выявлено, что влияние этих интернет-площадок на развитие медиапространства страны растет. Автор приходит к выводу о том, что приложение Instagram достаточно хорошо освоено белорусскими медиа, в то время как платформа TikTok является прежде всего пространством для экспериментов.

Список литературы

  1. Digital 2021: Global Overview Report // Digital 2021: Global Overview Report; DataReportal – Global Digital Insights. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (дата обращения: 03.02.2021).
  2. Коноплев Д. Э. Современные медиасистемы: кризис традиционных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 158–162. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10121.
  3. Дорохин В. Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2019. № 1. С. 103–105.
  4. Круглова Л. А., Коновальцева А. О. Российские телевизионные каналы на платформе YouTube // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25, № 2. С. 351–359. DOI: 10.22363/2312-9220-2020-25-2-351-359.
  5. Касперович-Рынкевич О. Н. Поколения Y и Z – ориентация на медиа // Беларуская думка. 2019. № 9. С. 94–98.
  6. Зырянов Б. В. Стратегии продвижения персонального аккаунта в Instagram // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, № 3. С. 539–556. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).539-556.
  7. Красавина А. В., Золина Д. О. «Tiktok-журналистика» как новый медиаформат // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность: материалы V Междунар. науч. конф., Челябинск, 24–25 ноября 2020 г. / Челябинский гос. ун-т; под ред. А. А. Морозовой. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. Ч. 2. С. 90–95.
  8. Анисимова Е. Д. Пресса Франции в поисках молодежной аудитории (на примере проекта «Монд» в TikTok) // СМИ и массовые коммуникации 2020. Девестернизация исследований медиа и культуры: новые дискурсивные практики в цифровом мире: тезисы Двенадцатых международных научных чтений в Москве, 19–20 ноября 2020 г. / МГУ имени М. В. Ломоносова: под ред. Е. Л. Вартановой. Москва, МГУ, 2020. С. 90–95.
  9. Епишкин И. И., Искакова Е. Б., Лаврик А. А. Анализ интересов и предпочтений российской аудитории социальной сети TikTok // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019. № 4. С. 62–67.
Поступила 04.02.2021