ОСНОВНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ЧЕРТЫ БЕЛОРУССКОЙ КНИГИ В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ В.

УДК 002.2(476)“19/20”

  • Тарасевич Ксения Тарасовна − магистр филологических наук, ассистент кафедры редакционноиздательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: tarasevich.ksu@yandex.by

Ключевые слова: книжное искусство, история книги, «нашаніўская» традиция, «идея прекрасной книги», четвертая страница обложки, наборный титул, орнаментика, типографика, авангард.

Для цитирования: Тарасевич К. Т. Основные издательские черты белорусской книги в конце XIX – начале XX в. // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 1 (243). С. 64–68. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-243-1-64-68.

Аннотация

Статья посвящена одному из наиболее интересных и динамичных периодов в истории белорусской книги. Входе исследования было проанализировано оформление около 50 обложек белорусских и польских книг, установлены новые для изданий той эпохи черты. Интенсивный рост читательской аудитории, расширение технических возможностей полиграфического исполнения, общее ускорение темпа жизни заставили издателей обратить особое внимание на рекламную функцию книг и расценивать их теперь не только как произведение искусства, но и как продукт, на котором можно заработать. В связи с этим меняется конструкция издания, а на обложке появляются такие элементы персвазии, как сигнет, цитаты и девизы, сведения об авторе, рекламные тексты и др. Несмотря на цензуру и экономические ограничения, все же печатаются издания актуальной тематики, а творческие поиски национальной идентичности находят свое воплощение в художественном оформлении книг. Так, менее чем за столетие сформировалась книжная традиция, во многом определившая внешний вид сегодняшних белорусских книг, а также поставившая перед сферой задачи, оптимальные решения которых мы ищем до сих пор. Например, как сочетать информативную и рекламную функции книги, чтобы, несмотря на разнообразие подходов и мнений, издание нашло единственно верное в конкретном контексте высказывание и в итоге служило одной цели – красоте жизни.

Список литературы

  1. Зайцева А. Книгопечатание в России на рубеже XVIII и XIX вв. // Книга в России до середины XIX века. Л.: Наука, 1978. С. 183–194.
  2. Гапоненка І. А. Беларускае кнігадрукаванне XIX – пачатку ХХ стагоддзя: характэрныя асаблівасці // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2018. № 1 (207). С. 68–76.
  3. Щелкунов М. История, техника, искусство книгопечатания. М; Л: Гос. изд-во, 1926. 508 с.
  4. Dunin J. Rozwój cech wydawniczych polskiej książki literackiej XIX–XX wieku. Łódź: Uniwersytet Łódzki, 1982. 320 s.
  5. Гісторыя беларускага мастацтва: у 6 т. Т. 3: Канец XVIII – пач. XX ст. Мінск: Навука і тэхніка, 1989. 448 с.
  6. Кніга Беларусі, 1517–1917 [Электронны рэсурс]: зводны каталог. Мінск: НББ, 2005. 483 Мбайт.
  7. Брылов Г. Обложка книги: Опыт исторического исследования. Л.: Изд-во Акад. художеств, 1929. 119 с.
Поступила 10.01.2021