ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЧТЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

УДК 373.091.33-028.22

Ковалевская Наталья Ивановна − старший преподаватель кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: naivsnaivs@gmail.com

Шишкина Надежда Игоревна − кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: shishkina-@mail.ru

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6729-2025-291-7.

 

Ключевые слова: мультимедийное издание, интерактивность, мультимедийные технологии, детское чтение, визуальная культура.

Для цитирования: Ковалевская Н. И., Шишкина Н. И. Дидактический потенциал мультимедийных технологий в чтении художественного произведения // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2025. № 1 (291). С. 51–58. DOI: 10.52065/2520-6729-2025-291-7.

Аннотация

В статье рассматривается дидактический потенциал мультимедийных технологий как эффективного средства повышения интереса к чтению и углубления понимания художественного текста у детей. Обсуждаются аспекты успешного применения мультимедийных технологий в учебной практике, а также их роль в формировании читательской культуры у детей. Анализируются возможности использования интерактивных элементов, аудио- и видеоматериалов, анимации и других мультимедийных средств для активизации читательского восприятия, развития воображения и критического мышления. Представлены конкретные примеры использования мультимедийных технологий при работе с художественными произведениями различных жанров, подчеркивается важность методически обоснованного подхода к их применению для достижения оптимального образовательного эффекта и во избежание подмены активного чтения пассивным восприятием готового контента. В заключение подчеркивается необходимость интеграции мультимедийных технологий в образовательные программы для создания более эффективной и увлекательной среды обучения. Проблема влияния медиапространства на чтение детей требует комплексного анализа процессов, которые возникают в связи с кардинальной сменой медийных приоритетов общества.

Скачать

Список литературы

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 92 с.
  2. Нехорошев С. С. Мультимедийное пособие как средство обучения игре на саксофоне младших школьников в детской музыкальной школе: выпускная квалификационная работа бакалавра // Электронный архив РГППУ. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/20185/1/RSVPU_2017_215.pdf (дата обращения: 04.01.2025).
  3. Егорова Ю. Н., Морозов М. Н., Кириллов В. К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Материалы Регион. науч.- практ. конф., Чебоксары, 20–21 апр. 1999 г. Чебоксары, 1999. С. 170–172.
  4. Пархоменко Д. Н. Развитие медиадидактики в современном образовании // Ученые записки Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2016. Вып. 2. С. 45–49. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-mediadidaktiki-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 09.01.2025).
  5. Аминов И. Б. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 759−761. URL: https://moluch.ru/archive/101/ 22998/ (дата обращения: 10.01.2025).
  6. Баратова Н. А., Турабаева Х. Х. Теоретические основы мультимедийного подхода в образовании // Proceedings of International conference on modern science and scientific studies, Paris, 19ts November 2024. Paris, 2024. P. 134–149. URL: https://econferenceseries.com/index.php/icmsss/article/view/6057/5937 (дата обращения: 15.01.2025).
  7. Сидорова Л. В., Афанасьева Н. А. Мультимедийные технологии в образовании и обучение студентов педагогических направлений // Концепт. 2017. № 1. С. 110–115. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/multimediynye-tehnologii-v-obrazovanii-i-obuchenie-studentov-pedagogicheskih-napravleniy (дата обращения: 11.01.2025).
  8. Савкина С. В., Жегульская Ю. В. Мультимедийные продукты библиотек как средства привлечения детей к чтению // Библиотековедение. 2019. T. 68, № 4. С. 363−371. URL: file:///C:/Users/ %D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC/Downloads/1461-2505-1-PB.pdf (дата обращения: 15.01.2025).
  9. Хлызова Н. Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика. 2008. С. 275−286. URL: https://mediaeducation.ucoz.ru/load/stati_mediaobrazovanie_mediagramotnost_mediakompetentnost_medi pedagogika/khlyzova_n_ju_multimedia_i_ikh_vozmozhnosti_v_organizacii_processa_obuchenija_studen tov_anglijskomu_jazyku/4-1-0-707 (дата обращения: 11.01.2025).
  10. Князева Е. А. Роль интернет-проектов в продвижении чтения художественной литературы в школе // Язык. Культура. Коммуникации. 2017. № 2. URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/543/ 699 (дата обращения: 12.01.2025).
  11. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2 (213). С. 31‒37.
  12. Электронная библиотека MyBook // MyBook. URL: https://mybook.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
  13. Панферова Е. М. Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике // Образование и воспитание. 2018. № 1 (16). С. 58−61. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3099/ (дата обращения: 01.02.2025).
  14. Бернадинер М. И., Мельник И. В. Перспективы использования электронных образовательных ресурсов в современной системе образования // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. Сер.: Современный колледж. 2023. № 2 (6). С. 6–17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-elektronnyhobrazovatelnyh- resursov-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 09.01.2025).
  15. Интерактивная книга как специфическое коммуникативное пространство / Е. В. Понамарева, Т. Ф. Семьян, Ч. А. Горбачевский, М. П. Двойнишникова // Жанровые трансформации в русской литературе XX–XXI веков / Е. В. Понамарева, Т. Ф. Семьян, Ч. А. Горбачевский, М. П. Двойнишникова. Челябинск: Цицеро, 2012. С. 244–245.

Поступила 26.01.2025