МЕДИАТИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 330.3+378.1
Мяо Синь – аспирант кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: z707812120@hotmail.com; научный руководитель – Лукьянюк Юлия Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр. Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: lukianqk@mail.ru
DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6729-2024-285-13.
Ключевые слова: высшее образование, вуз, преподаватель, Республика Беларусь, студент, цифровая трансформация, цифровизация.
Для цитирования: Мяо Синь. Медиатизация коммуникативной среды образовательного процесса // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2024. № 2 (285). С. 93–102. DOI: 10.52065/2520-6729-2024-285-13.
Аннотация
В статье анализируются последствия медиатизации коммуникативной среды образовательного процесса при переходе на дистанционное (онлайн) обучение. В условиях современности процессы цифровизации стремительно трансформируют экономическую сферу, перестраивают отрасли, существенно преображают повседневную жизнь. В связи с этим весьма значимо уделять пристальное внимание образовательным аспектам – речь идет о разностороннем анализе стратегий, исследовательских рамок, методологий, которые направляют соответствующие изменения. Рассматривая данные вопросы, ученые, специалисты стремятся прояснить пути, по которым цифровизацию возможно реализовать наиболее эффективно, обеспечивая как научную строгость, так и практическую применимость. Цель статьи – исследовать современные особенности процессов цифровизации высшего образования в Республике Беларусь. Для ее достижения последовательно рассмотрены следующие важнейшие вопросы: дана характеристика методологическому аспекту цифровизации;
проанализирована специфика цифровой трансформации высшего образования в Беларуси, сопутствующие задачи и направления развития; охарактеризована политика страны в рассматриваемой области. Новизна заключается в том, что автором сформулированы рекомендательные положения касательно повышения качества подготовки специалистов в условиях цифровых преобразований высшего образования Беларуси – с учетом нынешних реалий и статистических данных. Помимо этого, предложен алгоритм воплощения в жизнь описанных рекомендаций (для каждого этапа сформулирован конкретный набор шагов, действий).
Список литературы
- Лозицкий В. Л. Теоретико-методологическое обеспечение преемственности общего среднего и высшего образования Республики Беларусь в условиях цифровизации // Педагогическая наука и образование. 2023. № 3 (44). С. 70–73.
- Муртузалиев М. М. Государственное управление в эпоху цифровизации: опыт и методологические подходы // Финансово-экономический журнал. 2023. № 1. С. 49–51.
- Симаева И. Н., Бударина А. О., Чуприс А. С. Цифровизация высшего образования в условиях пандемии COVID-19 и в постпандемический период: методологические проблемы // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2023. № 3. С. 104–115. DOI: 10.5922/pikbfu-2023-3-11.
- Хамидов Д. С. Теоретико-методологические аспекты цифровизации экономики в социальной сфере // Научный Лидер. 2023. № 50 (148). С. 127–129.
- Сабирзянова И. В., Головачева Е. В. Цифровизация: методологические подходы к изучению // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. Грозный, 2023. С. 149–154.
- Дианов С. А., Лесевицкий А. В. Методологические аспекты процесса цифровизации системы образования в XXI веке // Философская мысль. 2023. № 3. С. 84–97. DOI: 10.25136/2409-8728.2023.3.39857.
- НСУР-2035 в цифрах: итоги реализации приоритетов устойчивого развития. URL: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR/Analiticheskij-otchet-NSUR-2035.pdf (дата обращения: 27.05.2024).
- Мяо С. Цифровая трансформация высшего образования Республики Беларусь, ее задачи и направления развития // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сб. материалов IV Междунар. научн.-практ. конф. М., 2022. С. 9–14. DOI: 10.34755/IROK.2022.27.52.001.
- Стрелкова И. Б. Подготовка специалистов по цифровому образованию: особенности профилизации в образовательном стандарте нового поколения // Мастерство online. 2023. № 3. URL: https://ripo.by/index.php?id=7042 (дата обращения: 27.05.2024).
- Кузьмин С. В. Цифровая трансформация высшего образования на примере белорусских сту- дентов // Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ: сб. ст. СПб., 2023. С. 273–281.
- Лозицкий В. Л. Вопросы обеспечения преемственности систем общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь в условиях цифровой трансформации // Непрерывное образование в области естественных наук и математики: организация, методология, технологии: материалы IV Междунар. научн.-практ. конф. Гродно, 2023. С. 39–44.
- Дадалко С. В., Козловская З. Н. Особенности развития системы образования в Беларуси в условиях цифровизации экономики // Актуальные проблемы теории и практики управления: сб. науч. ст. по материалам Междунар. научн.-практ. онлайн-конференции в рамках «Всемирной недели предпринимательства». Курск, 2020. С. 316–322.
- Гулина О. В. К вопросу оценки цифровизации высшего экономического образования Республики Беларусь // Региональный вестник. 2020. № 15 (54). С. 50–52.
- Храмцова Ф. И., Терехова А. И. Цифровизация высшего образования в Республике Беларусь: методологический аспект // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3–2 (42). С. 104–107. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10270.
- Ключко Р. Н., Савоневич Е. Л. Цифровая трансформация университета: лучшие практики и актуальные тренды // Education. Quality Assurance. 2021. № 3 (24). С. 58–63.
Поступила 28.07.2024