СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ ВЗАИМОПОМОЩИ В БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ В.

.УДК 331.105.445:37-057.4«18/19»

 

  • Острога Валентина Михайловна – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а. Республика Беларусь). E-mail: ostroga@belstu.by
  • DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2024-281-3.

 

Ключевые слова: педагогические общества взаимопомощи; учительство; общественно-педагогическое движение; Виленский учебный округ; народное образование; учебное заведение.

Для цитирования: Острога В. М. Создание и деятельность педагогических обществ взаимопомощи в Беларуси в конце ХІХ – начале ХХ в. // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 1 (281). С. 14–21. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-3.

 

Аннотация

В статье подчеркивается, что важнейшим проявлением общественно-педагогического движения учительства стало создание на рубеже веков во всех губернских городах Беларуси педагогических обществ взаимопомощи. Рассматриваются основные направления деятельности учительских объединений: материальная поддержка их членов (выдачи денежной помощи); открытие общежитий для детей учителей, которые обучались в средних учебных заведениях; организация санаториев для больных учителей; забота об удовлетворении духовных запросов их членов (создание передвижных библиотек, организация выписки периодики, издание педагогических журналов, помощь в организации поездок на курсы, съезды и др.). Несмотря на министерские запреты, даже на элементарные учебно-дидактические и культурно-просветительские мероприятия, учительские организации привлекали внимание общественности к вопросам образования, критиковали ее недостатки и стремились внести свой посильный вклад в дело распространения грамоты среди местного населения. Сделан вывод, что общества взаимопомощи стали первой формой профессиональной организации учительства Беларуси и сыграли важную роль в подъеме его социального статуса. Выводы, сделанные автором, основываются на использовании статистических данных, архивных источников, на анализе нормативно-правовой базы и дореволюционной историографии.

Скачать

Список литературы

  1. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов ХІХ века. М.: Польза, 1912. 224 с.
  2. Нормальный устав общества взаимного вспомоществования учащим и учившим (5 июля 1894 г.) //

Журнал Министерства народного просвещения. 1894. № 12. С. 48–54.

  1. Открытие общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам народных училищ Витебской губернии. Витебск: Губ. тип., 1898. С. 6.
  2. Жулев П. Учительские общества взаимопомощи // Русская школа. 1912. № 1. С. 1–20.
  3. В учительских обществах Белоруссии // Белорусский учитель. 1909. Вып. 1. С. 48–52.
  4. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 2254. Оп. 2. Д. 785.
  5. Устав общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам народных училищ Витебской губернии. Витебск: Губ. тип., 1897. 12 с.
  6. НИАБ. Ф. 504. Оп. 1. Д. 2.
  7. Кукушкин И. П. Последнее десятилетие в истории Витебской дирекции народных училищ (1891–1901). Витебск: Губ. тип., 1904. 59 с.
  8. НИАБ. Ф. 504. Оп. 1. Д. 45.
  9. Отчет общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам народных училищ за 1898 г. Витебск: Губ. тип., 1899, 29 с.
  10. Отчет общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам народных училищ Витебской губернии за 1907 год (за 10-й год существования). Витебск: Тип. П. А. Подземского, 1908. 60 с.
  11. О деятельности общества взаимного вспомоществования // Народное образование в Виленском учебном округе. 1907. № 10. С. 387–388.
  12. НИАБ в г. Гродно. Ф. 103. Оп. 1. Д. 53.
  13. НИАБ. Ф. 2254. Оп. 2. Д. 785.
  14. О деятельности общества взаимного вспомоществования учащим в Виленской губернии за 1912 г. // Народное образование в Виленском учебном округе. 1914. № 1. С. 46–48.
  15. НИАБ. Ф. 2254. Оп. 2. Д. 315.
  16. НИАБ. Ф. 504. Оп. 1. Д. 23.
  17. Из отчета Гродненского общества вспомоществования учащим // Народное образование в Виленском учебном округе. 1914. № 10. С. 521–522. 20. Учительский дом // Народное образование в Виленском учебном округе. 1914. № 1. С. 26.
  18. НИАБ. Ф. 2519. Оп. 1. Д. 19.
  19. Саломатин П. Как живет и работает народный учитель (Личные впечатления). СПб.: Прометей, 1911. 203 с.
  20. Трухан А. В. Педагогические общества и пресса начала ХХ в. в Белоруссии // Вопросы истории школы и педагогики. 1972. Вып. 2. С. 51–62.
  21. НИАБ. Ф. 2254. Оп. 2. Д. 263.
  22. Деятельность учительского Общества вспомоществования в Гродненской губернии // Народное образование в Виленском учебном округе. 1914. № 5. С. 255.
  23. Рогачевское отделение Общества вспомоществования учителей Могилевской губернии // Народное образование в Виленском учебном округе. 1914. № 4. С. 199.
  24. Устав похоронной кассы учителей и учительниц Витебской губернии // Циркуляр по Виленскому учебному округу за 1901 г. 1901. № 5. С. 499–508.
  25. Отчет Правления Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Могилевской губернии. Могилев: Тип. А. П. Подземского, 1912. 24 с.
  26. НИАБ. Ф. 2254. Оп. 2. Д. 281.
  27. Отчет о деятельности Гродненского педагогического общества за 6 лет его существования (1907–1913). Б. м., б. г. 122 с.
  28. Снапкоўская С. В. Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі. Мінск: Народная асвета, 1995. 129 с.
  29. Описание экскурсий учащихся Виленского учебного округа за 19010 г. / сост. А. И. Шестов. Вильна: Тип. И. Завадского, 1911. 238 с.
  30. Смета прихода и расхода сумм общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Гродненской епархии за 1907 г. // Гродненские епархиальные ведомости. 1907. 15 апреля. С. 143–146.
  31. Отчет общества вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Гродненской епархии за 1906 г. // Гродненские епархиальные ведомости. 1907. 4 марта. С. 67–69.

Поступила 14.03.2024