ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БЕЛАРУСИ КОНЦА XVIII ‒ НАЧАЛА XIX В.
УДК 378.662(476)
- Кукса Александр Николаевич – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Исто-
- рия». Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости,
- 65, Республика Беларусь). E-mail: akuksa@bntu.by
- DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2024-281-1.
Ключевые слова: устав, Виленская академия, Полоцкая академия, университет, политехникум, высшая техническая школа.
Для цитирования: Кукса А. Н. Техническое знание в учебных заведениях Беларуси конца XVIII ‒ начала XIX в. // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 1 (281). С. 5–9.DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-1.
Аннотация
Промышленная революция в Европе актуализировала вопросы создания специальных учебных заведений. Но в Англии, где промышленная революция проводилась за счет колониальных владений и вливания капиталов извне, отдельных технических училищ и институтов не открывали. Только в XIX в. при университетах стали постепенно появляться технические факультеты и отделения. Высшая школа была направлена на подготовку джентльмена, а инженеры получали образование в других странах, более всего в Германии. Данные процессы, ввиду природной среды, экономического уклада и традиций, имели ряд отличий в Российской империи, в состав которой в конце XVIII в. вошли белорусские земли. На Беларусь оказали влияние две системы, представленные комиссией (1773 г.) Речи Посполитой и комиссией (1782 г.) Российской империи, реорганизовавшие народное образование на принципах светскости и распространения практических знаний. В XVIII в. Российская империя, Речь Посполитая, Германия, Австро-Венгрия и другие страны переход к новому экономическому укладу связывали с построением системы образования, ориентированной на распространение практических знаний. В основу организации Виленского учебного округа (ВУО) легли разработки Образовательной комиссии. Устав народных школ 1786 г., утвержденный Екатериной II, распространился на Могилевскую и Витебскую губернии.
Но при Павле I и Александре I произошел откат в пользу Образовательной комиссии. В 1828 г. Российская империя попыталась изменить положение в ВУО, но только после польского восстания 1830‒1831 гг. началась трансформация всей системы.
Список литературы
- Милюков П. Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
- Довнар-Запольский М. В. Реформа общеобразовательной школы при императрице Екатерине II. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1906. 56 с.
- Аврус А.И. История российских университетов: курс лекций. Саратов: Гос. учеб.-науч. Центр «Колледж», 1998. 126 с.
- Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX ‒ начале XX века. М.: Академия наук СССР, 1991. 392 с.
- Интеллектуальная элита Беларуси. Основоположники белорусской науки и высшего образования (1919‒1941) / С. В. Абламейко [и др.]; под общ. ред. С. В. Абламейко; науч. ред. О. А. Яновский.Минск: БГУ, 2017. 303 с.
- Богоненко В. А. Полоцкая академия. 1812‒1820. Минск: А. Н. Вараксин, 2017. 156 с.
- Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси: роль иезуитов в организации образования и просвещении.Гродно, ГрГУ, 2002. 425 с.
- Журнал Министерства народного просвещения. 1862. № 116. С. 561.
- Исторический обзор деятельности управления Виленского учебного округа за первый период его существования (1803–1832) / под общ. ред. А. В .Белецкого. Вильна: Тип. А. Г. Сыркина, 1903. 96 с.
- Устав, или общие постановления Императорского Виленского университета и училищ его округа: утв. 18 мая 1803 г. СПб.: Сенат. тип., 1803. 15 с.
- Кукса А.Н. Техническое образование в Российской империи начала XIX века (на материалах БУО) // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 2 (275). С. 17‒22.
.Поступила 05.02.2024