СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СМИ

УДК 070

 

  • Вопсева Диана Витальевна – аспирант кафедры периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: dzyvopseva@mail.ru

DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2024-279-4

 

Ключевые слова: : массовые медиа, социокультурная реальность, репрезентация, социокультурная модель, стереотипы, новые форматы, функции.

Для цитирования: Вопсева Д. В. Социокультурное моделирование: особенности функционирования системы СМИ // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2024. № 1 (279). С. 27–36. DOI: 10.52065/2520-6729-2024-279-4.

Аннотация

В статье рассматриваются условия конструирования социокультурной реальности средствами массовой информации. Представлен теоретический обзор англоязычных и русскоязычных источников по изучаемому вопросу. Даны определения понятиям: социокультурная реальность, версия социокультурной реальности, медиареальность, социокультурные модели журналистики. Предложена классификация социокультурных моделей журналистики по функциям, выполняемым СМИ и с учетом социокультурного и политического контекстов. Инструментальной основой исследования выступили качественно-количественный контент-анализ научной и учебно-методической литературы по диагностическому параметру «функции журналистики», анкетирование журналистов информационного агентства «Могилевские ведомости» и редакции газеты «Вестник Могилева», контент-анализ региональных СМИ и главного республиканского издания «СБ. Беларусь сегодня». В ходе исследования установлены актуальные функции белорусской журналистики, выявлен процент их реализации в республиканских и региональных массмедиа. Сделаны выводы, что современные социокультурные модели белорусской журналистики формируются на основе выполняемых СМИ функций: информационной, политической, социализирующей, vox populi, рекреативной, воспитательной, образовательной и культуроформирующей. Эти функции охватывают широкий спектр задач, возложенных на государственные средства массовой информации, которые определены нормативно-правовыми актами и государственной повесткой.

Скачать

Список литературы

  1. Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда «Общественное Мнение», 2004. 382 с.
  2. Спенсер Г. Основания социологии: Данные социологии. Индукция социологии. М.: URSS, 2022. 440 с.
  3. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2023. 464 с.
  4. Щепилова Г. Теория многоступенчатого потока информации: новое прочтение // МедиаАльманах. 2013. № 5. С. 8–13.
  5. Хилгартнер С., Боск Ч. Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальная реальность. Журнал социологических наблюдений и сообщений. 2008. № 2. С. 73–94.
  6. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
  7. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Изд. дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
  8. McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting function of mass media // The Agenda Setting Journal. 2017. Vol. 1, no. 2. Р. 105–117.
  9. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум: Ювента, 1997. 312 с.
  10. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. 304 с.
  12. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. 335 с.
  13. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998. 224 с.
  14. Корнилов Е. А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вестник МГУ. 1999. № 1. С. 3–15.
  15. Hallin D., Mancini P. Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. N.Y.: Cambridge University Press, 2004. 360 р.
  16. Hjarvard S. The Mediatization of Society a Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29, no. 2. P. 105–134. 17. Леонтьев А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Наука, 1975. С. 28–82.

Поступила 21.11.2023