ДЕТСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНТЕНТ КИТАЯ И БЕЛАРУСИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

УДК 070(476+510)

 

Ши Циньюань – аспирант кафедры телевидения и радиовещания. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: 785386385@qq.com

DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2024-279-10.

 

Ключевые слова: детское телевидение, телевидение Китая, телевидение Беларуси, образование, воспитание

Для цитирования: Ши Циньюань. Детский телевизионный контент Китая и Беларуси: образовательный и воспитательный аспекты // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2024. № 1 (279). С. 72–80. DOI: 10.52065/2520-6729-2024-279-10.

Аннотация

В статье рассматриваются форматы и аспекты реализации образовательной и воспитательной функций телевидением Китая и Беларуси, сходства и различия в стратегиях реализации контента универсальными и специализированными телеканалами обеих стран. В Беларуси на сегодняшний день на республиканском уровне отсутствуют специализированные телеканалы детско-юношеской направленности белорусского производства, и представленные в исследовании специализированные телеканалы российского производства. В то же время в Китае на данный момент присутствует достаточное количество специализированных телеканалов для детско-юношеской аудитории. Транслируемый контент преимущественно китайского производства или зарубежный, переведенный на китайский язык. Отдельное внимание уделяется аспектам передачи нравственных ценностей и социальных норм, распространения культурных и научных знаний, привлечения детей к знаниям и формирования у детей способности к самопознанию и исследованию внешнего мира. Изучение опыта реализации образовательно-воспитательного телевидения Китая, а также реализация совместных программ окажет благоприятное влияние на развитие телевидения обеих стран, на воспитание и формирование молодого поколения Китая и Беларуси

Скачать

Список литературы

  1. Дылько Т., Дымович М. Достойное будущее страны строится рабочими руками // Народная асвета. 2021. № 7. С. 54–57.
  2. Фрольцова Н. Т. Белорусское телевидение и зритель: в поиске взаимодействия // Журналістыка – 2019: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 20-й Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 14– 15 лістап. 2019 г. Мінск, 2019. С. 83–86.
  3. Кузьмінава А. Ю. Маладзёжная тэлеаўдыторыя ў кантэксце дзяржаўнай інфармацыйнай палітыкі: дапаможнік. Мінск: БДУ, 2018. 334 с.
  4. Пан Ли. Педагогика. Ухань: Изд-во Центрально-китайского науч.-техн. ун-та, 2014. 158 с.
  5. Фэн Цзяньцзюнь. Базовая теория педагогики за 20 лет (1990–2010). Фучжоу: Изд-во «Образование провинции Фуцзянь», 2012. 748 с.
  6. Инь Янцю, Тан Бинь. Лекции по теории педагогики. Сучжоу: Изд-во Сучжоуского ун-та, 2013. 235 с.
  7. Ван Фань. Детская культурная программа с точки зрения образовательной функции // Молодой репортер. 2018. № 21. С. 62–63.
  8. Ван Лицзянь, Вэньфэн Гэ. Детское телевидение в Китае с точки зрения педагогики // Современная коммуникация: Журнал Коммуникационного университета Китая. 2013. № 11. С. 125–129.
  9. Чжэнь Ли. Телевидение и образование. Пекин: Народное образование, 2005. 267 с.
  10. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рипол Классик, 2020. 256 с.
  11. Calvert S. L., Kotler J. A. Lessons from Children’s Television: The Impact of the Children’s Television Act on Children’s Learning // Journal of Applied Developmental Psychology. 2003. No. 24. P. 275–335.
  12. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОНпресс-Ц: Кучково поле, 2003. 464 с.
  13. Зимин И. Е., Ершов Б. А., Некравцев Е. Е. Роль и значение патриотического воспитания молодежи в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12. С. 180–182.
  14. Меньшиков В. М. Принципы духовно-нравственного воспитания // Электронный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения:15.09.2023).
  15. Гайтова Л. Х. Практико-ориентированное обучение студентов-юристов в условиях юридической клиники в традициях наставничества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Владикавказ, 2014. 209 с.
  16. Шестопалов С. Формирование социально-нравственных ценностей у старшеклассников // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. Вып. 2. С. 96–97.
  17. Мастерова В. Воспитание социально активной личности // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-sotsialno-aktivnoy-lichnosti (дата обращения: 10.12.2023).
  18. Ивлиев В. П. Воспитание есть искусство (К 280-летию со дня рождения И. Канта) // Открытая школа. 2004. № 6. С. 38–40.
  19. Каналы // ООО «ЦифраТВ». URL: http://xn--80aeq6aljm.xn--90ais/channels/ (дата обращения: 17.05.2023).
  20. Детское телевидение «Юморинка-ТВ» выходит в эфир // СБ. Беларусь сегодня. URL: https://www.sb.by/articles/vklyuchayte-yumorinku.html (дата обращения: 17.05.2023).
  21. Главное государственное управление по делам радиовещания и телевидения КНР. URL: http://www.nrta.gov.cn/art/2018/10/20/art_2178_39216.html (дата обращения: 18.05.2023).
  22. МедиаИзмеритель. Отчеты // Официальный сайт компании «МедиаИзмеритель». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-sotsialno-aktivnoy-lichnosti (дата обращения: 10.12.2023).
  23. CSM Media Research. Research Insight // CSM Media Research. URL: https://www.csm.com.cn/ en/yjdc/ (дата обращения: 23.05.2023).
  24. Ли Ци. Детское телевидение в мультимедийной среде. Пекин: Китайский издательский дом радио и телевидения, 2014. 234 с.
  25. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. М.: SvR-Аргус, 1995. 224 с.
  26. Конференция китайской поэзии 中国诗词大会// Телеканал CCTV-1. URL: https://tv.cctv.com/ 2023/01/19/VIDAQtIZxkXQRDnwzRhOf2aG230119.shtml?spm=C28340.PoakR0uYBKgp.EK9NI3ypTO a6.5 (дата обращения: 23.05.2023).
  27. Фельдштейн Д. И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19). С. 28–32.
  28. Катренко О. А. Исследование возможностей негативного телевизионного влияния на формирование мировоззрения и социализацию младших школьников // Сборник ВГУ имени П. М. Машерова. 2017. С. 291–293.
  29. Кривуля Н. Г. Современная анимация и особенности китайской аудитории // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: сборник материалов конференции. М., 2020. С. 130–160.
  30. Долгова Ю. И. Имманентные свойства телевидения: потенциал для повышения информированности общества или источник манипуляций? // Социальные аспекты современного вещания в России. М., 2017. С. 38–51.
  31. Практическая педагогика / Тан Дяньцян [и др.]. Тяньцзинь: Изд-во Нанткайского ун-та, 2009. 257 с.
  32. Ничего себе ньюз // Телеканал «Беларусь 2». URL: https://www.youtube.com/@user-in9rs7rq1b/ videos (дата обращения: 17.05.2023).
  33. ПИН-код // Телеканал «Беларусь 2». URL: https://www.youtube.com/@pin_kod (дата обращения: 17.05.2023).
  34. Программа телеканала «Беларусь 1» // Телеканал «Беларусь 1». URL: https://www.tvr.by/ programms/ (дата обращения: 17.05.2023).
  35. «Башня» – интеллектуальное шоу // Телеканал «Беларусь 2». URL: https://www.youtube.com/watch?v= 8VbufRlkPPw&list=PL96uOHSFe5GuaTpr_XYnfUoN3Pypkw8ah&index=2 (дата обращения: 17.05.2023).
  36. Биографии мастеров 大师列传》第三三 // CCTV-1. URL: https://tv.cctv.com/2023/07/21/ VIDARFWgjTAb5Ym2p8e8x88D230721.shtml?spm=C28340.PoakR0uYBKgp.EK9NI3ypTOa6.9 (дата обращения: 23.05.2023).
  37. CCTV-1. URL: https://tv.cctv.com/live/cctv1/ (дата обращения: 23.05.2023). 38. CCTV-14. URL: https://tv.cctv.com/live/cctv14/ (дата обращения: 23.05.2023).

 Поступила 12.01.2024