ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕГО КО ММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

УДК 101.1

                    

  • Потоцкий Алексей Александрович – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: potoc78@mail.ru

 DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6885-2023-275-2-16.

 Ключевые слова: художественный текст, традиция, интерпретация, коммуникация, культура.

Для цитирования: Потоцкий А. А. Художественный текст как явление культуры и его коммуникативный потенциал // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 2 (275). С. 88–91. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-16.

Аннотация

В статье осуществляется анализ художественного текста как сферы самопорождающейся продуктивности и производительности смысла, определяются его характеристики, а также исследуется его коммуникативный потенциал. Установлено, что неповторимая актуальность художественного текста состоит в том, что он безгранично открыт для новых интеграций, нового коммуникативного опыта. Для текста характерна потенциальная множественность, незавершенность значений, не поддающаяся окончательному определению и иерархизации как со стороны автора, так и со стороны реципиента. В контексте данного подхода художественный текст не рассматривается с точки зрения презентации в нем исходного объективного наличного смысла. Подобная установка позволяет исследовать художественный текст как измерение открытости, несводимой к единому прочтению. Утверждается, что художественный текст всегда есть нечто множественное и многозначное, и не столько вследствие его формы или содержания, сколько благодаря структуре самой интерпретации, сущность которой заключается в том, что первоначальное смысловое определение подлежащего пониманию текста обогащается или замещается другим смысловым определением, осуществляемым в пределах более разнообразной или просто иной системы представлений. В результате художественный текст предстает не как нечто статическое и завершенное, а как неустойчивое и находящееся в процессе постоянной структурализации образование, что автоматически предполагает отказ интерпретатора от монологического принципа в пользу полифонизма, множественности точек зрения на развертывающееся повествование.

Скачать

Список литературы

  1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с. 2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с. 3. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 392 с. 4. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Современный литератор, 1999. 832 с.

Поступила 12.09.2023