УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКТА НА ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

 

УДК 658.8.013

 

  • Гринцевич Любовь Владимировна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление инновационными проектами в промышленности». Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, Республика Беларусь). E-mail: grinyaya@mail.ru

 

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6877-2023-274-2-12.

 

Ключевые слова: цепочка ценности продукта, цепочка создания стоимости, конкурентоспособность.

 

Для цитирования: Гринцевич Л. В. Управление конкурентоспособностью продукта на этапах жизненного цикла // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2023. № 2 (274). С. 84–94. DOI: 10.52065/2520-6877-2023-274-2-12.

Аннотация

Научно-технический прогресс приводит к совершенствованию технической составляющей продукции, повышению качества выпускаемых изделий, расширяет рынки сбыта и делает конкуренцию глобальной, изменяет наше представление о качестве жизни и требования к окружающей нас предметной среде. Ценности потребителей под воздействием технических и технологических изменений, расширения возможностей потребления также изменяются. Все эти преобразования необходимо учитывать в разработке бизнес-моделей новых продуктов для повышения их конкурентоспособности. В статье рассмотрено понятие и принципы формирования конкурентоспособности продуктов, проведен анализ факторов конкурентоспособности. Для разработки методики управления конкурентоспособностью предложен ценностный подход, совмещающий цепочку ценности продукта и цепочку создания стоимости, даны определение и схема формирования ценности продукта, обозначены способы формирования и управления потребительной ценностью на этапах жизненного цикла продукта. Ценностный подход может стать базой для разработки методики расчета конкурентоспособности продукта, которая будет учитывать потребительскую оценку и организационные возможности предприятия для создания конкурентных преимуществ.

 

Скачать

Список литературы

  1. Гринцевич Л. В. Взаимосвязь архитектуры продукта с его конкурентоспособностью // Развитие интернационализации и экономической интеграции в новых реалиях: материалы форума в рамках 19-го Междунар. науч. семинара «Мировая экономика и бизнес-администрирование», Минск, 23–24 марта 2023 г. Минск, 2023. С. 93–95.
  2. Котлер Ф., Келлер Л. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 2020. 848 с.
  3. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер, 2022. 288 с.
  4. Martin Р., Schroeder А., Bigdeli А. The value architecture of servitization: Expanding the research scope // Journal of Business Research. 2019. Vol. 104. P. 438–449. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.04.010.
  5. Ng C. Y., Kris M., Law Y. Investigating consumer preferences on product designs by analyzing opinions from social networks using evidential reasoning // Computers & Industrial Engineering. 2020. Vol. 139. Р. 1–11. DOI: 10.1016/j.cie.2019.106180.
  6. Щетинина И. В. Применение цифровых технологий продвижения для повышения конкурентоспособности продукции // Экономинфо. 2018. Т. 15, № 4. С. 49–53.
  7. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Дашков и Ко, 2019. 892 с.
  8. Хабирова А. Р. Управление конкурентоспособностью продукции в современных условиях развития производства // Economic aspects of industrial development in the transition to a digital economy: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 21 сент. 2021 г. Уфа, 2021. С. 30–39.
  9. Михайлов А. А. Комплексный подход к оценке конкурентоспособности промышленных газотурбинных двигателей // Друкеровский вестник. 2022. № 3 (47). С. 133–147. DOI: 10.17213/2312- 6469-2022-3-133-147.
  10. Using favorite data to analyze asymmetric competition: Machine learning models / Y. Liu [et al.] // European Journal of Operational Research. Vol. 287, issue 2. P. 600–615. DOI: 10.1016/j.ejor.2020.03.074.
  11. Бугакова А. И., Савина О. В. Трансформация понятия «конкурентоспособность продукции» в условиях экономических санкционных ограничений // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 17–18 апр. 2023. Пенза, 2023. С. 106–110.
  12. Пономарева Е. О., Ушаков В. В. Конкурентоспособность продукции Apple // Общество, образование, наука в современных парадигмах развития: материалы II Нац. науч.-практ. конф., Керчь, 15 мая 2021 г. Керчь, 2021. С. 196–200.
  13. Юрова П. Н. Многоугольник конкурентоспособности как метод оценки конкурентоспособности кластера и кластерной продукции // Экономика. Финансы. Общество. 2022. № 2. С. 30–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogougolnik-konkurentosposobnosti-kak-metod-otsenkikonkurentosposobnosti-klastera-i-klasternoy-produktsii (дата обращения: 08.07.2023).
  14. Дарбинян М. Р., Бабикова А. В. Факторы и условия повышения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции // Естественно-научные и гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты: материалы XXXI Всеросс. науч.-практ. конф., Ростов-наДону, 18 мая 2021 г. Ростов-на-Дону, 2021. С. 359–362.
  15. Дубинина Н. А. Системная характеристика содержания понятия «Конкурентоспособность продукции» // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 30–37. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sistemnaya-harakteristika-soderzhaniya-ponyatiya-konkurentosposobnost-produktsii-1 (дата обращения: 29.06.2023).
  16. Чиназирова С. К., Водождокова З. А., Гишева С. Ш. Факторы конкурентоспособности продукции // Новые концептуальные подходы к решению глобальной проблемы обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях: материалы 9-й Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 12 нояб. 2021 г. Курск, 2021. С. 481–485.
  17. Кобозева Е. М., Мурадханова А. Р. К вопросу о конкурентоспособности продукции предприятия в современных условиях // Актуальные проблемы развития социально- экономических систем: теория и практика: материалы 12-й Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 27 мая 2022 г. Курск, 2022. С. 188–192.
  18. Джамай Е. В., Землянская Н. Б., Казакова Н. В. Роль потребительской оценки в анализе конкурентоспособности сложно-технической продукции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 3. С. 58–66. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-3-58-66.
  19. Фомин В. И., Брусакова И. А., Косухина М. А. Методика оценки конкурентоспособности инновационного продукта // Петербургский экономический журнал. 2022. № 1–2. С. 67–74. DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-67-74.
  20. Плясунков А. В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции и предприятия // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 18-й Междунар. науч.- техн. конф., Минск, 25 марта 2021 г. Минск, 2021. С. 164–169.
  21. Влияние положительного имиджа предприятия на повышение конкурентоспособности товара / И. С. Алфеева [и др.] // Социальные и экономические системы. 2022. № 3 (27). С. 152–161.
  22. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции / Е. Е. Смолкина [и др.] // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 41. С. 212–216.
  23. Бушуева А. А. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность продукта организации // Вестник экспертного совета. 2021. № 2 (25). С. 95–100.
  24. Товарищтай Т. И. Потребительская ценность как источник конкурентных преимуществ // Практический маркетинг. 2019. № 11 (273). С. 27–30.
  25. Неуступова А. С., Моргунов А. Конкурентоспособность предприятия: показатели, критерии оценки // Актуальные проблемы учета, анализа и аудита. 2020. № 9. С. 87–93. DOI: 10.52899/9785883036155_87.
  26. Ученов, А. А., Юдин А. В., Грошева П. Ю. Формирование основных требований к оценке конкурентоспособности продукции // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2019. № 11. С. 82–86.
  27. Орлова А. А. Направления повышения конкурентоспособности экспортной продукции российских промышленных предприятий // Современные аспекты международного бизнеса: сборник статей. Саратов: ССЭИ, 2018. С. 21–25.
  28. Лебедева А. В. Проблемы оценки конкурентоспособности продукции // Экономический вектор. 2021. № 1 (24). С. 42–49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-konkurentosposobnostiproduktsii (дата обращения: 29.06.2023).
  29. Левшина О. Н. Методология анализа и оценки конкурентоспособности в производственном предпринимательстве: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2009. 275 с.: ил.
  30. Eco-innovation impacts on recycled product performance and competitiveness: Malaysian automotive industry / Y. Fernando [at al.] // Sustainable Production and Consumption. 2021. Vol. 28. P. 1677–1686. DOI: 10.1016/j.spc.2021.09.010.
  31. Why some products compete and others don’t: A competitive attribution model from customer perspective / Y. Qian [at al.] // Decision Support Systems. 2023. Vol. 169. Р. 1–11. DOI: 10.1016/j.dss.2023.113956.
  32. Liu Y., Cuiqing J., Huimin Z. Assessing product competitive advantages from the perspective of customers by mining user-generated content on social media // Decision Support Systems. 2019. Vol. 123. Р. 1–9. DOI: 10.1016/j.dss.2019.113079.
  33. Стоимость // Большой экономический словарь. URL: https://rus-big-economic-dict.slovaronline.com/ search?s=стоимость (дата обращения: 10.03.2023).

Поступила 10.07.2023