ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ В МЕДИАТЕКСТАХ ЖУРНАЛА «БЕЛАРУСКАЯ ДУМКА»

УДК 070

 

  • Лукьянюк Юлия Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой технологий коммуникации и связей с общественностью. Белоруский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: lukianqk@bsu.by

 

DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2023-273-2-8.

 

Ключевые слова: наука, популяризация, журналистский текст, медиатекст

 

Для цитирования: Лукьянюк Ю. Н. Популяризация науки в медиатекстах журнала «Беларуская думка» // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 2 (273). С. 53–59. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-8.

 

Аннотация

В статье на материале медиатекстов журнала «Беларуская думка» рассматриваются вопросы освещения актуального знания посредством средств массовой коммуникации, описываются приемы популяризации науки. Популяризация научного теста предполагает изложение научной информации в адаптированной для массовой аудитории форме с учетом возраста, уровня подготовленности к восприятию научной информации определенной тематики, уровня образованности на языковом и когнитивном уровнях. Выявлено, что популяризация научной информации предполагает соблюдение четырех принципов, реализуемых на семантическом, структурном, речевом и эмоциональном уровнях. Установлено, что в «Беларускай думцы» на семантическом уровне часто используются: указание на объем понятия; описание характеристик / свойств / апостериорных признаков, образные средства и аналогии, словарное толкование, уточняющее толкование слова, этимологическое описание, на структурном уровне представлены: нарративной структуры заголовок, лид-абзац в форме вопроса объяснения, исторической справки, указания на шокирующее событие, обзор, на речевом уровне наблюдается выражение эмоционального и оценочного отношения автора к анализируемой проблеме, на композиционном уровне принцип логичности и последовательности соблюдается в каждой статье. Медиатексты отличаются лаконичностью и насыщенной информативностью, эмоциональной окрашенностью и выраженной корреляцией к возможным запросам читателей.

Скачать

Список литературы

1.Дорцуева Н. В. Лингвостилистические особенности научно-популярных медицинских текстов: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.02. Бишкек, 2012. 25 с.

  1. Багиян А. Ю., Моногарова А. Г. Лингвопрагматическая организация современного устного научно-популярного дискурса (на материале английского языка) // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2018. № 4 (31). С. 1–11.
  2. Гришечкина Г. Ю. Научно-популярный стиль и его категориальные характеристики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 1 (46). С. 101–108. 4. Муранова О. С. Способы выражения позиции автора в тексте научно-популярной статьи // Известия российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 89. С. 238–244. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-vyrazheniyapozitsii-avtora-v-tekstenauchno-populyarnoy-stati (дата обращения: 18.01.2023).
  3. Васильева Т. Ю. Задачи популяризации науки, инновационного и технологического развития, программы продвижения экспертных знаний в средства массовой информации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. № 10-2. С. 458–461. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zadachipopulyarizatsii-nauki-innovatsionnogo-i-tehnologicheskogo-razvitiya-programmy-prodvizheniya-ekspertnyhznaniy-v-sredstva (дата обращения: 02.07.2022).
  4. Одинцов В. В. Речевые формы популяризации. М.: Педагогика, 1982. 184 с.
  5. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. Ростов-на-Дону, 2014. 186 с.
  6. Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа / под ред. О. Н. Савиновой. Нижний Новгород: ННГУ, 2018. 104 с.
  7. Парафонова В. А. Научно-популярные журналы в структуре современных СМИ: типологические и профильные особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2016. URL: https://www.dissercat.com/content/nauchno-populyarnye-zhurnaly-v-strukturesovremennykh-smi-tipologicheskiei-profilnye-osoben (дата обращения: 18.01.2023).
  8. Привалова Е. П. Гибридный характер научно-популярного дискурса (на материале немецких произведений для детей и юношества) // Вестник московского государственного лингвистического университета. 2014. № 4 (690). С. 171–182.
  9. Витковская, Н. Г. Информационная компетентность как условие формирования профессиональной компетенции журналиста. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.01.2023).
  10. Грабовский К. Научная журналистика для журналистов. URL: http://polit.ru/article/2012/ 03/30/grabovsky (дата обращения: 18.01.2023).
  11. Букс М. Как говорить о науке в СМИ? URL: Uni-CH.RU (дата обращения: 18.01.2023).
  12. Виноградова Е. П., Жуков Д. А. Журналисты vs исследователи // Век информ. 2018. № 2-1. С. 99.

 Поступила 15.07.2023