КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

УДК 655.533

 

  • Ковалевская Наталья Ивановна − старший преподаватель кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naivs@tut.by
  • Лях Анастасия Всеволодовна − студентка. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: lyah.anastasiya.02@mail.ru

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6729-2023-273-2-13.

 

Ключевые слова: графический дизайн, печатная книга, книжный дизайн, иллюстрация, книжная графика, визуальная культура, полиграфия, тенденции, оформление.

 

Для цитирования: Ковалевская Н. И., Лях А. В. Книжная иллюстрация как способ отражения современных тенденций графического дизайна // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 2 (273). С. 89–95. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-13

 

. Аннотация

В статье раскрыто влияние и значение иллюстрации на восприятие текста литературнохудожественного произведения, проанализированы особенности дизайна книг в контексте проблемы популяризации и распространения книжных изданий. Несмотря на большое количество материалов, посвященных графическому оформлению книг, эта тема имеет потенциал для более глубокого исследования и развития, а постоянное совершенствование технологий и появление новых тенденций в области дизайна многостраничных изданий делает ее изучение актуальным. Проблема влияния книжного дизайна на выбор читателя требует комплексного анализа процессов, которые возникают в связи с кардинальной сменой медийных приоритетов общества. Современная книга находится в непрерывной конкуренции за внимание читателя с компьютером и различными мобильными устройствами. Подход к графическому оформлению художественной литературы постоянно меняется, и перед художниками и дизайнерами встают новые проектные задачи. Хорошо сделанный, качественный печатный продукт, интересный с графической и пространственной точки зрения, способен заинтересовать потребителя. В статье выделены основные графические приемы, способные привлечь внимание читателя к книге и заинтересовать его: создание иллюстраций с учетом современных тенденций графического дизайна, созвучных настроению произведения, и формирование сложного и интересного пространства книги, внимание к общей композиции и динамике сюжета. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и издательской деятельности при рассмотрении вопросов о тенденциях развития современного книжного дизайна.

 

Скачать

 

чатьСписок литературы

  1. Бабич Е. А. Тенденции книжного дизайна // Молодой ученый. 2021. № 26 (368). С. 413‒415 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/368/82719/ (дата обращения: 01.09.2023).
  2. Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса [Электронный ресурс]. URL: https://tech.wikireading.ru/14346 (дата обращения: 15.04.2023).
  3. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М.: Издательский дом «РИП-холдинг», 2013. 320 с.
  4. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. М.: МГУ, 1987. 81 с.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика,1987. 341 с.
  6. Смирнов В. И. Особенности восприятия знака в изобразительном искусстве // Культура в фокусе знака. 2010. С. 199–210.
  7. Кошкина О. Ю. Книжная графика как коммуникация // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. С. 194−197 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ knizhnaya-grafika-kak-kommunikatsiya (дата обращения: 15.08.2023).
  8. Кошкина О. Ю. Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. Вып. 36. С. 117−129 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21567247 (дата обращения: 12.08.2023).
  9. Никитина И. В. Художественные образные формы графического дизайна как фактор возрастания роли визуальной культуры в информационном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. Вып. 21 (4). С. 101‒111 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18044722 (дата обращения: 09.08.2023).
  10. Макарова И. О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 182‒185 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17340823 (дата обращения: 09.08.2023).
  11. Лаврентьева Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне: актуальные проблемы и тенденции визуализации текста. М.: Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова, 2008. 230 с.
  12. Зубанова Л. Б. Визуальная и книжная культура: идеология информационно-медийных предпочтений // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (260). С. 55–59.
  13. Депсамес Л. П. Роль графического оформления книги в восприятии произведений художественной литературы // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, № 4. С. 91−93 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-graficheskogo-oformleniya-knigi-v-vospriyatii-proizvedeniyhudozhestvennoy-literatury/viewer (дата обращения: 09.08.2023).
  14. Ткалич С. К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19568408 (дата обращения: 19.08.2023).
  15. Вернигорова Е. С. Художественная иллюстрация как способ интерпретации литературных текстов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-illyustratsiyakak-sposob-interpretatsii-literaturnyh-tekstov (дата обращения: 19.08.2023).
  16. Павлова А. А. Функции условности в книжной иллюстрации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8(70) C. 162−169 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-uslovnostiv-knizhnoy-illyustratsii (дата обращения: 25.08.2023).

Поступила 31.08.2023