ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ СОРТИМЕНТОВОЗА НА МАРШРУТАХ ПЕРЕВОЗКИ ДРЕВЕСИНЫ

УДК 630.31:656.02

  • Короленя Руслан Олегович – доцент кафедры информатики и веб-дизайна. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: korolenia@belstu.by
  • Барташевич Елизавета Игоревна – студентка. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: elizavetta358bart@ gmail.com

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2519-402X-2023-270-2-16.

Ключевые слова: сортиментовоз, перевозка древесины, маршрут движения, коэффициент использования пробега, грузовая работа.

Для цитирования:  Короленя Р. О., Барташевич Е. И. Основные результаты моделирования работы сортиментовоза на маршрутах перевозки древесины // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хозво, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2023. № 2 (270). С. 134–142. DOI: 10.52065/2519-402X-2023-270-2-16.

Аннотация

Лесозаготовительное производство с точки зрения логистики – сложная, динамичная и многоуровневая система, одной из ключевых и важнейших подсистем которой является подсистема перевозок. Важным аспектом в организации функционирования данной подсистемы является нахождение оптимального решения задачи маршрутизации, которое влияет на общие показатели эффективности логистической системы лесозаготовительного производства. Особую важность решение данной задачи приобретает в условиях ограничений по времени для принятия управленческих решений. Нередки случаи на практике, когда при оперативном управлении процессом перевозок пренебрегают нахождением оптимальных маршрутов по тем или иным критериям оптимальности либо при формировании графика работы сортиментовозов основываются на интуитивном подходе, что может привести к снижению основных показателей эффективности работы лесовозных транспортных средств на вывозке древесины. В этой связи для изучения основных показателей работы сортиментовозов при перевозке древесины на различных маршрутах проведен численный эксперимент, в рамках которого нами осуществлено моделирование работы сортиментовоза при различных схемах перевозок. Для каждой из моделируемых схем работы было установлено четыре критерия объезда потребителей: от ближайшего к складу потребителя; от дальнего по расположению к складу потребителя; от первого по номеру потребителя; от первого по номеру потребителя, последовательно выполняя каждому потребителю по одному рейсу. Для каждой возможной ситуации были получены значения основных показателей работы сортиментовозов и проведена их оценка

Скачать

Список литературы

  1. Короленя Р. О. Определение функции срочности перевозки древесины по основным схемам организации транспортного процесса // Труды БГТУ. 2012. № 2: Лесная и деревообраб. пром-сть. С. 83–85.
  2. Ковалев Р. Н., Демидов Д. В., Боярский С. Н. Логистическое управление транспортными системами: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008. 166 с.
  3. Короленя Р. О., Гриневич К. А. Транспортировка древесины сортиментовозами: граф состояний // Лесная инженерия, материаловедение и дизайн: материалы 86-й науч.-техн. конф. профес.- преподават. состава, науч. сотрудников и аспирантов (с междунар. участием), Минск, 31 янв. – 12 февр. 2022 г. Минск, 2022. С. 141–144.
  4. Короленя Р. О. Совершенствование подходов к выбору маршрутов перевозки // Лесозаготовительное производство: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-техн. конф., Минск, 26– 28 апр. 2017 г. Минск, 2017. С. 149–151.
  5. Короленя Р. О. Моделирование работы сортиментовозов при транспортировке древесины: граф состояний // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2022. № 1 (252). С. 129–135. DOI: 10.52065/2519-402X-2022-252-1-129-135.
  6. Короленя Р. О., Барташевич Е. И. Изучение основных показателей работы сортиментовозов на различных маршрутах перевозки древесины // Состояние и перспективы развития лесного комплекса в странах СНГ: сб. ст. II Междунар. науч.-техн. конф. (Междунар. молодежный форум по лесопром. образованию «Лес-Наука-Инновации-2022»), Минск, 6–9 дек. 2022 г. Минск, 2022. С. 51–55.
  7. Родионов Ю. В., Подшивалова К. С., Подшивалов С. Ф. Маршрутизация маятниковых и кольцевых маршрутов между несколькими базами снабжения // Вестн. Таджик. техн. ун-та. 2012. № 1 (17). С. 79.
  8. Васюткин А. В. Задача маршрутизации транспортных средств // Инновационная наука. 2017. № 5. С. 9–11.
  9. Камбаров Ч. У. Алгоритм расчета работы перевозок грузов автомобилями на маятниковом маршруте // Инженер. 2015. № 10. С. 135–138.
  10. Кабикенов С. Ж., Шалаев В. В., Сунгатоллакызы А. Планирование перевозок однородных грузов с компьютерной оптимизацией маятниковых и кольцевых маршрутов // Труды университета. 2021. № 2 (83). С. 124–131. DOI: 10.52209/1609-1825_2021_2_124.
  11. Конотопский В. Ю. Элементы методики построения кольцевых маршрутов в сфере производственной логистики // Вестн. Томского гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20). С. 98–104.
  12. Козулин Н. А. Поиск оптимального маршрута транспортировки древесины // Технологии 2022: основные проблемы и направления развития: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 30 июня 2022 г. Пенза, 2022. С. 150–152.
  13. Vlasov A. V., Stanovskih A. A. Additional constraints in the vehicle routing problem // Universum: технические науки. 2022. № 4-12 (97). P. 49–55. DOI: 10.32743/UniTech.2022.97.4.13513.
  14. Ванчукевич В. Ф., Седюкевич В. Н., Холупов В. С. Грузовые автомобильные перевозки. Минск: Выш. шк., 1989. 272 с.
  15. Ванчукевич В.Ф., Седюкевич В. Н., Холупов В. С. Автомобильные перевозки. Минск: ДизайнПро, 1999. 224 с. 16. Воркут А. И. Грузовые автомобильные перевозки. Киев: Вища школа. 1986. 447 с.

Поступила 20.03.2023