ПРОГРАММНЫЕ УСТАНОВКИ РОССИЙСКИХ ПАРТИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ УЧИТЕЛЬСТВА (КОНЕЦ ХІХ – НАЧАЛО ХХ В.)

УДК 37:329(470)М«18/19»

  • Острога Валентина Михайловна – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: ostroha@belstu.by

Ключевые слова: политическая партия, социалистическая идеология, партийная программа, народное образование, интеллигенция, учительство, революция, общественно-политическое движение.

Для цитирования: Острога В. М. Программные установки российских партий социалистической ориентации в вопросах развития образования и положения учительства (конец ХІХ – начало ХХ в.) // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 1 (269). С. 33–39. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2023-269-1-6.

Аннотация

В статье отмечается, что в российском обществе конца ХIХ – начала ХХ в. борьба за решение задач национально-культурного возрождения Беларуси велась на фоне острых политических и социально-экономических проблем. В этой связи достаточно активно обсуждались вопросы развития народного образования, которое являлось орудием влияния различных политических сил и их идеологий. Актуальные задачи реформирования системы просвещения, увеличение ассигнований, введение всеобщего обучения и расширение сети учебных заведений не могли не отразиться в платформах формировавшихся политических партий различного идеологического спектра. Подробно анализируются программные установки партий социалистической ориентации в вопросах развития образования и положения учительства. В документах и материалах, воззваниях, на страницах нелегальной печати самодержавие рассматривалось ими как враг народа и просвещения. Подчеркивалось, что образование должно лечь в основу практического решения назревших проблем во всех сферах жизни, а народные учителя, как самый многочисленный отряд интеллигенции, примкнув к борьбе социал-демократической и других партий левого толка, станут союзником рабочих и крестьян в деле построения нового общества.

Список литературы

  1. Пирумова Н. М. Земское либеральное движение. М.: Наука, 1977. 288 с.
  2. Тулупов Н. Вопросы народного образования в программах социалистических партий // Для народного учителя / под ред. Н. В. Тулупова. М.: Тов-во И. Д. Сытина, 1907. 20 с.
  3. Программы политических партий России. Конец ХІХ – начало ХХ в. / сост.: В. В. Кривенький [и др.]; В. В. Шелохаев (отв. ред.). М.: РОССПЭН, 1995. 464 с.
  4. Ушаков А. В. Революционное движение демократической интеллигенции в России, 1895–1904. М.: Мысль, 1976. 239 с.
  5. Палітычныя партыі Беларусі: гісторыя і сучаснасць / У. К. Коршук [і інш.]. Мінск: Тэсей, 2011. 208 с.
  6. Меньшевики. Документы и материалы. 1903 – февраль 1917 г. М.: РОССПЭН, 1996. 408 с.
  7. А. Л. На очередные темы // Русский начальный учитель. 1907. № 3. С. 33–39.
  8. Знаменский О. И. Интеллигенция накануне Великого Октября. Л.: Наука, 1988. 349 с.
  9. Ленин В. И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения // Полное собрание сочинений. М.: Изд-во полит. лит., 1968. Т. 12. С. 125–135.
  10. Ленин В. И. Социализм и религия // Полное собрание сочинений. М.: Изд-во полит. лит., 1973. Т. 23. С. 142–147.
  11. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979. 215 с.
  12. Ерман Л. К. Участие демократической интеллигенции в стачечном и профсоюзном движениях (1905–1907 гг.). М.: Профиздат, 1955. 56 с.
  13. Учительство Северного Кавказа в 1905 г. Ростов н/Д.: Сев.-Кав. краев. Отд-ние Союза работников просвещения; тип. «Советский Юг» им. К. Маркса, 1925. 63 с.
  14. Борисенко Н. Ф. Вопросы народного образования в большевистских газетах «Звезда» и «Правда» (1910–1914): автореф. … канд. пед. наук. Харьков, 1955. 16 с.
  15. Революционное движение в Белоруссии, 1905–1907 гг.: документы и материалы / Институт истории Академии Наук БССР, Архивное управление БССР; редкол.: А. И. Азаров, Е. П. Лукьянов, В. Н. Жигалов. Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1955. 745 с.
  16. Ушаков А. В. Демократическая интеллигенция периода трех революций в России. М.: Просвещение, 1985. 159 с.
  17. Малиновский Н. П. Итоги деятельности 3-й Государственной Думы в области народного образования // Русская школа. 1912. № 7. С. 169–196.
  18. Петроградский учитель в дни революции // Русская школа. 1917. № 1. С. 29–33.
Поступила 10.03.2023