МЕДИАТИЗАЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ

УДК 379.8:070

  • Федотова Наталья Александровна – кандидат филологических наук, доцент, докторант, заведующий кафедрой медиалогии. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). Email: nf333@yandex.ru

Ключевые слова: медиатизация, развлечение, СМИ, технологии, экономический фактор, общество потребления, философский контекст.

Для цитирования: Федотова Н. А. Медиатизация развлечения: технологический, экономический и философский аспекты // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 1 (267). С. 60–65. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2023-267-1-9.

Аннотация

Обзорная статья посвящена исследовательскому анализу представлений о трансформации феномена «развлечение» в условиях медиатизации общества. Автор статьи, опираясь на взгляды философов, культурологов, медиаисследователей, а также содержание их фундаментальных трудов, обозначает и характеризует технологический, экономический и философский аспекты медиатизации развлечения. Аргументация рассуждений автора позволяет спрогнозировать вероятные антропологические последствия данного процесса, которые заключаются в конструировании фиктивной реальности, отчуждении / утрате индивидуальности личности и социальном расслоении общества.

Список литературы

  1. Пономарев Н. Ф. Рекреатизация и маркетинг впечатлений // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreatizatsiya-i-marketing-vpechatleniy (дата обращения: 15.09.2022).
  2. Пензина А. И., Пархитько Н. П. Перспективы развития современной индустрии развлечений и СМИ // Социология. 2018. № 4. С. 146–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sovremennoy-industrii-razvlecheniy-i-smi (дата обращения: 19.09.2022).
  3. Казакевич О. С. Игровые интенции медиа: к вопросу о статусе развлечения // Наука и современность. 2010. № 5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-intentsii-media-k-voprosu-o-statuse-razvlecheniya (дата обращения: 18.10.2022).
  4. Захаров А. В. Развлечение sub specia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106–114.
  5. Объем мирового рынка игр впервые превысит $ 200 млрд в 2022 году. URL: https://telesputnik.ru/materials/trends/news/obem-mirovogo-rynka-igr-vpervye-prevysit-200-mlrd-v-2022-godu (дата обращения: 18.10.2022).
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. 750 с.
  7. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс: ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. 736 с.
  8. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ: учеб.-метод. комплекс. Минск: БГУ, 2014. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/248568 (дата обращения: 20.10.2022).
  9. Салихов Э. З. Медиатизация социальных практик в современном городе // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 10. URL: https://www.researchgate.net/publication/337291873_Mediatizacia_socialnyh_praktik_v_sovremennom_gorode (дата обращения: 20.10.2022). DOI:10.24158/spp.2019.10.6.
  10. Ним Е. Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 3. С. 8–25. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.3.5361.
  11. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика: Культурная революция, 2006. 269 с.
  12. Маклюэн Г.-М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОНпресс-Ц»: Кучково поле, 2003. 464 с.
  13. Дебор Г. Общество спектакля. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3512 (дата обращения: 20.10.2022).
  14. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  15. Андерс Г. Мир как фантом и матрица // Искусство кино. 2005. № 2. С. 90–99.
  16. Фортунатов А. Н. Перформативный характер современной коммуникации // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета. 2009. № 1. С. 350–354.
  17. Маяцкий М. Курорт Европа: эссе. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2009. 176 с.
  18. Imtiaz A. Some people try to make every hour of leisure perfect, while others hate taking time off altogether. Have we forgotten how to enjoy free time? URL: https://www.bbc.com/worklife/article/20210914-the-way-we-view-free-time-is-making-us-less-happy (дата обращения: 22.10.2022).
  19. Пайн II Б. Дж., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. М.: Изд-во «Вильямс», 2005. 304 с.
Поступила 15.11.2022