МЕДИАТИЗАЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ
УДК 379.8:070
Ключевые слова: медиатизация, развлечение, СМИ, технологии, экономический фактор, общество потребления, философский контекст.
Для цитирования: Федотова Н. А. Медиатизация развлечения: технологический, экономический и философский аспекты // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 1 (267). С. 60–65. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2023-267-1-9.
Аннотация
Обзорная статья посвящена исследовательскому анализу представлений о трансформации феномена «развлечение» в условиях медиатизации общества. Автор статьи, опираясь на взгляды философов, культурологов, медиаисследователей, а также содержание их фундаментальных трудов, обозначает и характеризует технологический, экономический и философский аспекты медиатизации развлечения. Аргументация рассуждений автора позволяет спрогнозировать вероятные антропологические последствия данного процесса, которые заключаются в конструировании фиктивной реальности, отчуждении / утрате индивидуальности личности и социальном расслоении общества.
Список литературы
- Пономарев Н. Ф. Рекреатизация и маркетинг впечатлений // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreatizatsiya-i-marketing-vpechatleniy (дата обращения: 15.09.2022).
- Пензина А. И., Пархитько Н. П. Перспективы развития современной индустрии развлечений и СМИ // Социология. 2018. № 4. С. 146–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sovremennoy-industrii-razvlecheniy-i-smi (дата обращения: 19.09.2022).
- Казакевич О. С. Игровые интенции медиа: к вопросу о статусе развлечения // Наука и современность. 2010. № 5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-intentsii-media-k-voprosu-o-statuse-razvlecheniya (дата обращения: 18.10.2022).
- Захаров А. В. Развлечение sub specia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106–114.
- Объем мирового рынка игр впервые превысит $ 200 млрд в 2022 году. URL: https://telesputnik.ru/materials/trends/news/obem-mirovogo-rynka-igr-vpervye-prevysit-200-mlrd-v-2022-godu (дата обращения: 18.10.2022).
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. 750 с.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс: ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. 736 с.
- Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ: учеб.-метод. комплекс. Минск: БГУ, 2014. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/248568 (дата обращения: 20.10.2022).
- Салихов Э. З. Медиатизация социальных практик в современном городе // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 10. URL: https://www.researchgate.net/publication/337291873_Mediatizacia_socialnyh_praktik_v_sovremennom_gorode (дата обращения: 20.10.2022). DOI:10.24158/spp.2019.10.6.
- Ним Е. Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 3. С. 8–25. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.3.5361.
- Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика: Культурная революция, 2006. 269 с.
- Маклюэн Г.-М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОНпресс-Ц»: Кучково поле, 2003. 464 с.
- Дебор Г. Общество спектакля. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3512 (дата обращения: 20.10.2022).
- Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
- Андерс Г. Мир как фантом и матрица // Искусство кино. 2005. № 2. С. 90–99.
- Фортунатов А. Н. Перформативный характер современной коммуникации // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета. 2009. № 1. С. 350–354.
- Маяцкий М. Курорт Европа: эссе. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2009. 176 с.
- Imtiaz A. Some people try to make every hour of leisure perfect, while others hate taking time off altogether. Have we forgotten how to enjoy free time? URL: https://www.bbc.com/worklife/article/20210914-the-way-we-view-free-time-is-making-us-less-happy (дата обращения: 22.10.2022).
- Пайн II Б. Дж., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. М.: Изд-во «Вильямс», 2005. 304 с.