ПЛАТФОРМИЗАЦИЯ В ЦИФРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: НОВЫЕ СТРАТЕГИИ МЕДИАПРОИЗВОДСТВА

УДК 070:004.738.5

  • Градюшко Александр Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: webjourn@gmail.com

Ключевые слова: цифровая журналистика, платформы, контент, социальные медиа, мессенджеры, вовлеченность.

Для цитирования: Градюшко А. А. Платформизация в цифровой журналистике: новые стратегии медиапроизводства // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 1 (267). С. 34–40. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2023-267-1-5.

Аннотация

В статье рассматривается специфика медиапроизводства в цифровой журналистике. Становится очевидным, что традиционные медиа адаптируют свой контент к пространству социальных сетей и мессенжеров. Показана роль глобальных цифровых платформ в условиях усиления конкуренции за внимание аудитории. Представлен теоретический обзор англоязычных источников по изучаемому вопросу. Инструментальной основой исследования стало анонимное анкетирование 22 главных редакторов белорусских региональных государственных медиа. В ходе исследования выявлены новые стратегии работы белорусских медиа в условиях растущего влияния цифровых платформ. Основной вывод, полученный в процессе анализа, заключается в том, что важнейшими компонентами цифровой стратегии могут стать создание актуального и вовлекающего контента, стабильное привлечение подписчиков в сообщества на цифровых платформах, получение высоких охватов и цитируемости.

Список литературы

  1. Zayani M. Digital Journalism, Social Media Platforms, and Audience Engagement: The Case of AJ+. Digital Journalism. 2021. Vol. 9, issue 1. P. 24–41. DOI: 10.1080/21670811.2020.1816140.
  2. Digital 2023: Global Overview Report. Digital 2023: Global Overview Report. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (accessed 20.02.2023).
  3. Nielsen R., Ganter S. Dealing with Digital Intermediaries: A Case Study of the Relations between Publishers and Platforms. New Media & Society. Vol. 20, issue 4. P. 1600–1617. DOI: 10.1177/1461444817701.
  4. Chua S., Westlund O. Platform Configuration: A Longitudinal Study and Conceptualization of a Legacy News Publisher’s Platform-Related Innovation Practices. Online Media and Global Communication. 2022. Vol. 1, issue 1. P. 60–89. DOI: 10.1515/omgc-2022-0003.
  5. Celis Bueno, C. Economía de la atención y visión maquínica: hacia una semiótica asignificante de la imagen. Hipertextos. 2017. Vol. 5, issue 7. P. 41–55. URL: https://revistas.unlp.edu.ar/hipertextos/article/view/7759 (accessed 20.02.2023).
  6. Giraldo-Luque S., Fernández-Rovira, C. Redes sociales y consumo digital en jóvenes universitarios: economía de la atención y oligopolios de la comunicación en el siglo XXI. Profesional de la información. 2020. Vol. 29, issue 5. P. 1–15. DOI: 10.3145/epi.2020.sep.28.
  7. Díaz-Noci J. Medios de comunicación en internet: algunas tendencias. El Profesional de la Información. 2010. Vol. 19, issue 6. P. 561–567. DOI: 10.3145/epi.2010.nov.01.
  8. Sánchez Gonzales H. M., Martos Moreno J. Production and distribution of media news on Telegram. Communication & Society. 2023. Vol. 36, issue 1. P. 95–112. DOI: 10.15581/003.36.1.95-112.
  9. Negreira-Rey M. C., López-García X., Lozano-Aguiar L. Instant messaging networks as a new channel to spread the news: Use of WhatsApp and Telegram in the Spanish online media of proximity. Advances in intelligent systems and computing. 2017. Vol. 571, issue 3. P. 64–72. DOI: 10.1007/978-3-319-56541-5_8.
  10. Dennis J., Sampaio-Dias S. “Tell the Story as You’d Tell It to Your Friends in a Pub”: Emotional Storytelling in Election Reporting by BuzzFeed News and Vice News. Journalism Studies. 2021. Vol. 22, issue 12. P. 1608–1626. DOI: 10.1080/1461670X.2021.1910541.
  11. Meese J., Hurcombe E. Facebook, news media and platform dependency: The institutional impacts of news distribution on social platforms. New Media & Society. 2021. Vol. 23, issue 8. P. 2367–2384. DOI: 10.1177/1461444820926472.
  12. Myllylahti M. Paying Attention to Attention: A Conceptual Framework for Studying News Reader Revenue Models Related to Platforms. Digital Journalism. 2020. Vol. 8, issue 5. P. 567–575. DOI: 10.1080/21670811.2019.1691926.
  13. Ferrer-Conill R., Tandoc Edson C. Jr. The Audience-Oriented Editor. Digital Journalism. 2018. Vol. 6, issue 4. P. 436–453. DOI: 10.1080/21670811.2018.1440972.
  14. Haim М., Graefe А., Brosius H.-B. Burst of the Filter Bubble? Digital Journalism. 2018. Vol. 6, issue 3. P. 330–343. DOI: 10.1080/21670811.2017.1338145.
  15. Boczkowski Pablo J., Mitchelstein E., Matass M. “News Comes across When I’m in a Moment of Leisure”: Understanding the Practices of Incidental News. New Media & Society. 2018. Vol. 20, issue 10. P. 3523–3539. DOI: 10.1177/1461444817750396.
Поступила 21.02.2023