СВЕТОСТОЙКОСТЬ: АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КРАСОК

УДК 686.88

  • Медяк Диана Михайловна – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Промышленный дизайн и упаковка». Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, ул. Я. Коласа, 14, корп. 9, Республика Беларусь). E-mail: Medyak@bntu.by

Ключевые слова: светостойкость, полиграфическая краска, акварельная краска, гуашь.

Для цитирования: Медяк Д. М. Светостойкость: аспекты исследования различных красок // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 1 (267). С. 20–25. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2023-267-1-3.

Аннотация

В статье проанализирована важность такого показателя, как светостойкость для красочных покрытий в различных сферах деятельности человека: полиграфия, защищенная полиграфия, живопись и рисунок.

Отмечено, что выбор цветов красок, создание красочного слоя, требования к его равномерности принципиально отличаются для сфер полиграфии и живописи. Они носят практически противоположный характер. В сфере промышленности действует принцип минимального и достаточного количества цветов красок для достижения необходимого уровня качества. В живописи нет ограничения по количеству применяемых цветов. Использование множества пигментов различной природы в красках усложняет нормирование их свойств. В ранее проводимых работах было показано, что свет существенно изменяет цветовые характеристики цветных покрытий. В данной работе исследовалась устойчивость к свету акварельных и гуашевых красок полупрофессионального качества. Образцы цвета выдерживались в течение года в условиях с различным уровнем освещения и температурного режима. Далее был выполнен визуальный осмотр изменений цвета красок и проанализированы графические зависимости светлоты краски от времени воздействия света и низкой температуры.

Было определено, что на изменение цвета исследованных красок влияет непосредственное воздействие солнечного света. Свет вызывает полное исчезновение цвета акварельных красок с уровнем светостойкости 1 и 2. Гуашь более устойчива к свету и практически не выцветает.

Список литературы

  1. Лекция. Принципы организации хранения музейных предметов // Творческие люди Музейного дела. URL: https://youtu.be/NBJ5xQHysEY (дата обращения: 06.01.2023).
  2. Эдвардс Б. Цвет. Минск: Попурри, 2022. 224 с.
  3. Дернер М. Художественные материалы и их применение в живописи. СПб.: Симпозиум, 2017. 432 с.
  4. Булгакова А., Власова Е. Палитра старых мастеров // Мир искусств: вестник Международного института антиквариата. 2015. № 3. С. 100–111.
  5. Березкина Л. В., Кляуззе В. П. Эргономика: учебник. Минск: РИВШ, 2020. 564 с.
  6. Медяк Д. М., Трусевич Н. Э. Исследование стойкостных свойств специальных печатных красок // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2020. № 1. С. 11–16.
  7. Медяк Д. М., Вашкевич М. Ю. Исследование светостойкости цветных карандашей и маркеров // НИРС-78: материалы 78-й науч.-практ. конф. студентов, Минск, 19 апр. 2022 г. Минск: БНТУ, 2022. С. 86–89.
  8. Степурко Т. А. Технология материалов. Практикум: учеб. пособие. Минск: РИПО, 2020. 210 с.
  9. О светостойкости акварели // LiveJournal. URL: https://at-etoshi.livejournal.com/134944.html (дата обращения: 11.01.2023).
  10. Большой тест светостойкости акварели // Artlab. URL: https://artlab.club/p/7203 (дата обращения: 11.01.2023).
  11. Применение архивного лака Golden MSA для покрытия акварельной живописи // Передвижник РФ. URL: https://www.peredvizhnik.ru/info_art/advices/primenenie_arkhivnogo_laka_golden_msa_dlya_pokrytiya_akvarelnoy_zhivopisi (дата обращения: 11.01.2023).
  12. Матвеева В. Выцветание: как избежать? // m.vk.com. URL: https://vk.com/@jivopismaslom-vycvetanie-kak-izbezhat (дата обращения: 11.01.2023).
Поступила 19.01.2023