ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КИТАЯ: 45 ЛЕТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕФОРМ И НОВЫЙ ЭТАП ПЕРЕМЕН

УДК 070.15:316.422.4

  • Чжан Лосяо – магистр филологических наук, аспирант кафедры медиалогии. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: zlxshs9999@gmail.com; научный руководитель Потребин Андрей Владимирович – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиалогии. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь).

Ключевые слова: экономическая журналистика, экономические газеты, финансовые и деловые СМИ, информационное сопровождение реформ, качественная пресса, общественное служение.

Для цитирования: Чжан Лосяо. Экономическая журналистика Китая: 45 лет сопровождения реформ и новый этап перемен // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2023. № 1 (267). С. 66–75. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2023-267-1-10.

Аннотация

В статье рассматривается развитие экономических газет в Китайской Народной Республике, которое шло во взаимосвязи с этапами проведения реформ и модернизации страны. Автором проведена периодизация эволюции китайских деловых СМИ на протяжении 45 лет: от изданий, восстановленных после Культурной революции, до конвергентных цифровых медиа. Рассмотрены газеты, характерные для каждого периода, отражающие историю развития и трансформации печатных СМИ за годы реформ, их типологические характеристики, особенности тематики, роль в информационном сопровождении реформ. Выявлено значение контента деловых газет как источника информации и аналитических материалов для принятия решений и формирования экономической культуры аудитории. По мнению автора, каждый новый этап реформ в Китае вызывает изменения в медиаиндустрии (включая сектор экономической прессы) с активным внедрением инноваций. Лидерство экономических газет в системе китайских СМИ автор считает обоснованным с учетом их качественного уровня, динамики экономического роста Китая и высокого спроса аудитории на политико-экономический анализ событий. Для них характерны общественное служение и ответственность за интересы страны, а также глубина отражения и анализа экономических явлений. По мнению автора, сегодня деловым СМИ необходимо разработать концепцию коммуникации, ориентированную на пользователя, повысить социальную значимость, а также усилить свое влияние в киберпространстве и расширять сферу распространения экономической информации.

Список литературы

  1. 崔保国 /《2019~2020 年中国传媒产业发展报告》,载崔保国、徐立军、丁迈、杭敏主编《传媒蓝皮书:中国传媒产业发展报告(2020)》,社会科学文献出版社,2020,第 1-20 页. = Цуй Баогуо, Сюй Лицзюнь, Дин Май, Ханг Мин. Отчет о развитии медиаиндустрии Китая за 2019–2020 годы // Синяя книга СМИ. Пекин: Изд-во литературы по социальным наукам, 2020. С. 1–20 (На китайском языке).
  2. 中国共产党新闻网 - 习近平系列重要讲话数据库 2020 年 10 月 30 日 -http://cpc.people.com.cn/n1/2020/1030/c64094-31911721.html. = Пятый пленум ЦК КПК 19-го созыва прошел в Пекине. Новостное агентство Коммунистической партии Китая / База данных серий важных речей Си Цзиньпина. 30 окт. 2020 г. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2020/1030/c64094-31911721.html (дата обращения: 18.11.2022) (На китайском языке).
  3.  环球时报 2022 年 2 月 14-日本公布 2010 年 GDP 数据被中国赶超退居世界第三 - http://finance.sina.com.cn/j/20110214/08519369574.shtml. = Китай обогнал Японию по объему ВВП за 2010 год и сместил ее на третью строчку мирового рейтинга // Глобал таймс 14.02.2011. URL: http://finance.sina.com.cn/j/20110214/08519369574.shtml (дата обращения: 18.11.2022) (На китайском языке).
  4. 孙晓忠 / 建国初期的文学报刊与文学生产[J]. 现代中文学刊, 2003(5):47-47. = Сунь Сяочжун. Литературные печатные издания и литературное производство в ранний период после основания КНР // Современные китайские исследования. 2003. № 5. С. 45–49 (На китайском языке).
  5.  潘忠党 / 新闻改革与新闻体制改造 [J] 新闻与传播研究. 1997 (3) 62-80. = Пань Чжундан. Реформа СМИ и изменение структуры СМИ // Журналистика и коммуникация. 1997. № 3. С. 62–80 (На китайском языке).
  6. 元淦恭 / 浪潮袭来!中国财经媒体 35 年简史回顾 [EB/OL]. (2013-12-26) [2022-11-18] https://www.iheima.com/article-57406.html = Юань Ганьгун. Идет волна! Краткая история финансовоэкономических СМИ Китая за последние 35 лет // Ай Хэйма 26.12.2013. URL: https://www.iheima.com/article-57406.html (дата обращения: 18.11.2022) (На китайском языке).
  7. 谷云冰 / 时代潮流的产儿 报纸改革的前哨——《经济生活报》创刊回顾[J].新闻实践,2008(10):9-10. = Гу Юньбин. Дитя времени: Аванпост газетной реформы – история создания газеты «Экономическая жизнь» // Журналистская практика. 2008. № 10. С. 9–10 (На китайском языке).
  8. 路桥 / 探索和改革之路——访《世界经济导报》编辑部[J].新闻记者, 1985(08):13-15. = Лу Цяо. Путь исследований и реформ. Интервью с редакцией «Всемирного экономического вестника» // Репортер. 1985. № 8. С. 13–15 (На китайском языке).
  9.  邓 涛 / 探悉中国经济类报纸的第一个三十年 [EB/OL]. (2007-05-30) [2022-11-19] https://www.chinaxwcb.com/info/40400. = Дэн Тао. Изучение китайских экономических газет первых тридцати послереформенных лет // Государственное управление по делам прессы и печати: Китайская сеть журналистики и телерадиовещания. 30.05.2007. URL: https://www.chinaxwcb.com/info/40400 (дата обращения: 19.11.2022) (На китайском языке).
  10.  张垒 / 中国经济报纸:三十年脉络与流变[J].中国记者, 2008(03):54-56. = Чжан Лэй. Китайские экономические газеты: тридцать лет истории и эволюции // Китайский репортер. 2008. № 3. С. 54–56 (На китайском языке).
  11.  倪燕 / 财经类报纸的品牌建立及运营[D].南昌大学, 2006:4-7. = Ни Янь. Создание и функционирование брендов финансово-экономических газет: дис. ... магистр. журналистики. Наньчан, 2006. 54 c. (На китайском языке).
  12.  刘勇 / 媒体中国.四川人民出版社, 2000:69-81. = Лю Юн. СМИ Китая. Чэнду: Сычуаньское народное издательство, 2000. 414 с. (На китайском языке).
  13.  牛青瑞 / 经济类报纸数据新闻实践与价值突破——以《中国经营报》为例[J].东南传播, 2016(08):127-129. = Ню Цинжуй. Журналистская практика использования статистических данных в экономических газетах и цена прорыва (на примере газеты «Бизнес в Китае») // Юго-Восточная коммуникация. 2016. № 8. С. 127–129 (На китайском языке).
  14. 胡舒立 / 最敢直言的“财经”女人[J].招商周刊, 2004(08):46-47. = Ху Шули. Самая смелая и откровенная «финансовая» женщина // Еженедельник Чжаошан. 2004. № 8. С. 46–47 (На китайском языке).
  15.  庞春艳 / 彻底新闻 彻底领先-----访《21 世纪经济报道》总编辑刘洲伟[J].传媒. 2005, 11: 24-26. = Пань Чуньянь. Всесторонние новости, всестороннее лидерство. Интервью с Лю Чжоувэй, главным редактором «Бизнес-вестника XXI века» // Медиа. 2005. № 11. С. 24–26 (На китайском языке).
  16.  十年磨剑,情系传媒-记慧聪媒体研究中心[J]. 广告大观(标识版), 2006, (10):85. = Десять лет затачивания меча: любовь к СМИ. Центр медиаисследований Цзихуэйцун // Рекламная панорама (вывески Китая). 2006. № 10. С. 83–86 (На китайском языке).
  17. The 49th Statistical Report on China’s Internet Development: 49-й Статистический отчет о развитии интернета в Китае // CNNIC. URL: http://www.cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/202204/P020220424336135612575.pdf (дата обращения: 28.11.2022) (На английском языке).
  18.  范雨昕 / 论融媒体背景下传统媒体的内容生产转型策略[J].传媒论坛, 2020, 3(18):46. = Фань Юйсинь. О стратегии трансформации производства контента традиционных медиа на фоне конвергентных медиа // Медиа форум. 2020. № 18. С. 44–47 (На китайском языке).
Поступила 30.12.2022