ГЕРМЕНЕВТИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

УДК 101.1:316:008

  • Потоцкий Алексей Александрович − кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: potoc78@mail.ru

Ключевые слова: герменевтика, понимание, интерпретация, художественное познание, художественное произведение, художественный текст, традиция.

Для цитирования: Потоцкий А. А. Герменевтика и методология художественного познания // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2022. № 2 (263). С. 90–93. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2022-263-2-90-93.

Аннотация

Выявление специфики художественного познания, сущностных характеристик понимания художественного произведения осуществимо через обращение к герменевтической парадигме, обосновавшей проблемы понимания и интерпретации мира гуманитарной культуры, художественных текстов, социально-культурных феноменов. Специфика понимания в рамках художественной коммуникации заключается в его креативном характере, способности постигать, созидать и обогащать смыслосодержание художественного текста. В качестве базисных оснований феномена понимания согласно герменевтическому подходу выступают предпонимание – диалог интерпретатора с текстом и его автором – действенно-историческая рефлексия реципиента – открытость коммуникативного процесса – культурная традиция. Понимание как коммуникативный процесс является не только итогом реконструкции авторского замысла в контексте культурноисторической ситуации возникновения художественного текста, но и актуализации содержания данного текста субъектом понимания. В результате понимание не только воспроизводит смысл художественного текста, но и открывает возможность создания новых смыслов. Понимание, выходящее за пределы субъективного опыта автора текста, создает возможность его интерпретации в изменившихся социально-культурных условиях на основе субъект-субъектных, диалоговых отношений между интерпретатором и художественным текстом.

Список литературы

  1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
  2. Гадамер Г.-Г. Введение к Истоку художественного творения (1955) // Работы и размышления разных лет / пер. А. В. Михайлова. М.: Гнозис, 1993. С. 117–132.
  3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  4. Гафаров Х. С. Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера. Минск: РИВШ БГУ, 2003. 206 с.
  5. Гронден Ж. Герменевтика фактичности как онтологическая деструкция и критика идеологии. К актуальности герменевтики Хайдеггера / пер. И. Инишева // Исследования по феноменологии и философской герменевтике / ред. Ев. Борисов, И. Инишев, А. Лаврухин. Минск: ЕГУ, 2001. С. 45–54.
  6. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. М.: Лабиринт, 2001. 426 с.
Поступила 31.08.2022