МЕДИАЛОГИКА КАК РАМОЧНЫЙ КОНЦЕПТ РЕКРЕАТИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
УДК 070.1
Ключевые слова: медиалогика, концепт, фрейм, рамочный концепт, рекреатизация журналистикии.
Для цитирования: Федотова Н. А. Медиалогика как рамочный концепт рекреатизации журналистики // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 2 (261). С. 64–69. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-261-2-64-69.
Аннотация
В данной статье предложено и обосновано понимание медиалогики как многокомпонентного фрейма и/или рамочного концепта. Текст статьи содержит анализ медиалогики как концепта, который определяет и структурирует социальный опыт человека, трансформирует журналистскую практику, способы отбора и представления контента. При обосновании предложенного научного ракурса автор статьи опирается на труды зарубежных и российских исследователей, которые заняты изучением процесса медиатизации общества. В работе используются данные исследования «Worlds of Journalism Studies» (2012–2016). Изученные теоретические подходы к пониманию медиалогики позволяют сформировать доказательную авторскую позицию о том, что медиалогика как рамочный концепт формирует и усиливает тенденцию рекреатизации журналистики во всем мире.
Список литературы
- Гуреева А. Н., Кузнецова В. С. Концептуализация феномена медиатизации политики: основные теоретические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 1. С. 191–205. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).191-205.
- Артамонова Ю. Д., Володенков С. В. Медиатизация как исследовательский концепт: основные предпосылки, формирование и возможности дальнейшего развития // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. Вып. 2 (28). С. 9–27. DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-9-27.
- Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика: науч. монография / Аналитический центр Vi. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014. 328 с.
- Загидуллина М. В. Медиалогика как инструмент анализа в коммуникативистике // Вопросы журналистики. 2017. № 1. С. 75–88. DOI: 10.17223/26188422/1/6.
- Шаронов Д. И. Границы как иллюзия: исторические перипетии «медиатизации» // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. T. 9, № 6/1. С. 155–161. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-155-161.
- Reverso. URL: https://context.reverso.net/перевод/английский-русский/frame (дата обращения: 15.05.2022).
- Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 40–76. URL: http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm (дата обращения: 15.05.2022).
- Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ: содержание, структура и гуманистический потенциал // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 1. С. 127–136.
- Пономарев Н. Ф. Теории и стратегии медиатизации публичных коммуникаций: монография. М.: РУСАЙНС, 2021. 224 с.
- Altheide D. L., Snow R. P. Media Worlds in the Postjournalism ERA. New York, 2019. 274 p. DOI: 10.4324/9781351328883.
- Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, Культурная революция, 2006. 269 с.
- Шаронов Д. И. О коммуникативном смысле медиатизации // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 234–239.
- Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
- Krotz F. The Meta-process “Mediatization” as a Сonceptual Frame // Global Media and Communication. 2007. Vol. 3, No. 3. P. 257–258. DOI: 10.1177/17427665070030030103.
- Hjarvard S. The Mediatization of Society A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29. No. 2. P. 105–134. DOI: 10.1515/nor-2017-0181.
- Данные опроса Worlds of Journalism Studies Journalistic roles. URL: https://worldsofjournalism. org/wojwordpress/wp-content/uploads/2019/07/WJS_Journalistic_roles_–_aggregated.pdf (дата обращения: 17.05.2022).
- Данные опроса Worlds of Journalism Studies Perceived change. URL: https://worldsofjournalism.org/wojwordpress/wp-content/uploads/2019/07/WJS_Perceived_change_–_aggregated.pdf (дата обращения: 15.05.2022).