ПЕЙВОЛЛ И КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ МОНЕТИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
УДК 070:004.738.5
Ключевые слова: цифровая журналистика, бизнес-модель, медиаэкономика, монетизация, пейволл, краудфандинг.
Для цитирования: Градюшко А. А. Пейволл и краудфандинг как перспективные модели монетизации интернет-ресурсов // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 29–34. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-29-34.
Аннотация
В статье рассмотрены новые модели монетизации интернет-ресурсов в цифровой среде. Предметом исследования являются пейволл и краудфандинг как перспективные источники доходов медиа. Показана необходимость диверсификации способов монетизации интернет-ресурсов в условиях кризиса доходов от подписки и рекламы, а также усиления конкуренции со стороны технологических платформ. Выявлено, что такие-бизнес модели традиционных медиа, как подписка и реклама, уже не отвечают реалиям меняющейся медиаиндустрии. Сделан акцент на аудитории как на новом инструменте развития медиабизнеса. Приведены результаты анкетирования руководителей белорусских медиа, а также экспертных интервью. Автор приходит к выводу, что отсутствие диверсификации и инноваций в источниках финансирования может поставить под угрозу финансовую устойчивость редакций. Практическая значимость исследования связана с необходимостью разработки новых бизнес-стратегий цифровых медиа, учитывающих актуальные модели медапроизводства и медиапотребления.
Список литературы
- Journalism, media, and technology trends and predictions 2022. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/journalism-media-and-technology-trends-and-predictions-2022#sub2 (date of access: 13.01.2022).
- Шпаковский Ю. Ф., Данилюк М. Д. Формы монетизации интернет-СМИ. Труды БГТУ. 2015. № 9 (182): Издательское дело и полиграфия. С. 130–133.
- Ohlsson J., Facht U. J. AD WARS. Digital Challenges for Ad-Financed News Media in the Nordic Countries. Göteborg, Nordicom, 2017. 234 p.
- Olsen R. Kr., Kalsnes B., Barland J. Do Small Streams Make a Big River? Detailing the Diversification of Revenue Streams in Newspapers’ Transition to Digital Journalism Businesses. Digital Journalism. 2021, Latest Articles. DOI: 10.1080/21670811.2021.1973905.
- Mir А. Postjournalism and the death of newspapers. The media after Trump: manufacturing anger and polarization. Toronto, 2020. 390 p.
- Arrese, A. From Gratis to Paywalls. Journalism Studies. 2016, vol. 17, issue 8, pp. 1051–1067. DOI: 10.1080/1461670X.2015.1027788.
- Murdoch R. Journalism and Freedom. Government assistance is a greater threat to the press than any new technology. URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424052748704107104574570191223415268 (date of access: 13.01.2022).
- Simon F. M., Graves L. Pay Models for Online News in the US and Europe: 2019 Update. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/pay-models-online-news-us-and-europe-2019-update (date of access: 13.01.2022).
- Turvill W. 100k Club: Top English-language news publishers reach 28m paying online readers. URL: https://pressgazette.co.uk/news-websites-most-subscriptions-ranked-paywalls/ (date of access: 13.01.2022).
- Wadbring I., Bergstrom L. Audiences behind the Paywall: News Navigation among Established versus Newly Added Subscribers. Digital Journalism. 2021, vol. 9, issue 3, pp. 319–355. DOI: 10.1080/21670811.2021.1878919.
- Olsen R. K., Solvoll M. K. Reinventing the business model for local newspapers by building walls. Journal of Media Business Studies. 2018, vol. 15, issue 1, pp. 24–41. DOI: 10.1080/16522354.2018.1445160.
- Ianitskyi A. Readers’ Clubs and Friends: The state of membership models in Ukrainian media. URL: https://membershippuzzle.org/articles-overview/state-membership-models-ukrainian-media/ (date of access: 13.01.2022).
- Борейко А. Д. Бизнес-модели современных белорусских СМИ // 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: материалы конференции. Минск, БГУ, 2019. С. 804–806.
- Градюшко А. А. Региональные медиа в цифровой среде. Минск: Звязда, 2020. 184 с.
- Турок А. Как «районке» поспеть за днем бегущим // Журналист, 2021. № 2. С. 26–27.