ПЕЙВОЛЛ И КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ МОНЕТИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

УДК 070:004.738.5

  • Градюшко Александр Александрович − кандидат филологических наук, доцент кафедры периоди- ческой печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: webjourn@gmail.com

Ключевые слова: цифровая журналистика, бизнес-модель, медиаэкономика, монетизация, пейволл, краудфандинг.

Для цитирования: Градюшко А. А. Пейволл и краудфандинг как перспективные модели монетизации интернет-ресурсов // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 29–34. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-29-34.

Аннотация

В статье рассмотрены новые модели монетизации интернет-ресурсов в цифровой среде. Предметом исследования являются пейволл и краудфандинг как перспективные источники доходов медиа. Показана необходимость диверсификации способов монетизации интернет-ресурсов в условиях кризиса доходов от подписки и рекламы, а также усиления конкуренции со стороны технологических платформ. Выявлено, что такие-бизнес модели традиционных медиа, как подписка и реклама, уже не отвечают реалиям меняющейся медиаиндустрии. Сделан акцент на аудитории как на новом инструменте развития медиабизнеса. Приведены результаты анкетирования руководителей белорусских медиа, а также экспертных интервью. Автор приходит к выводу, что отсутствие диверсификации и инноваций в источниках финансирования может поставить под угрозу финансовую устойчивость редакций. Практическая значимость исследования связана с необходимостью разработки новых бизнес-стратегий цифровых медиа, учитывающих актуальные модели медапроизводства и медиапотребления.

Список литературы

  1. Journalism, media, and technology trends and predictions 2022. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/journalism-media-and-technology-trends-and-predictions-2022#sub2 (date of access: 13.01.2022).
  2. Шпаковский Ю. Ф., Данилюк М. Д. Формы монетизации интернет-СМИ. Труды БГТУ. 2015. № 9 (182): Издательское дело и полиграфия. С. 130–133.
  3. Ohlsson J., Facht U. J. AD WARS. Digital Challenges for Ad-Financed News Media in the Nordic Countries. Göteborg, Nordicom, 2017. 234 p.
  4. Olsen R. Kr., Kalsnes B., Barland J. Do Small Streams Make a Big River? Detailing the Diversification of Revenue Streams in Newspapers’ Transition to Digital Journalism Businesses. Digital Journalism. 2021, Latest Articles. DOI: 10.1080/21670811.2021.1973905.
  5. Mir А. Postjournalism and the death of newspapers. The media after Trump: manufacturing anger and polarization. Toronto, 2020. 390 p.
  6. Arrese, A. From Gratis to Paywalls. Journalism Studies. 2016, vol. 17, issue 8, pp. 1051–1067. DOI: 10.1080/1461670X.2015.1027788.
  7. Murdoch R. Journalism and Freedom. Government assistance is a greater threat to the press than any new technology. URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424052748704107104574570191223415268 (date of access: 13.01.2022).
  8. Simon F. M., Graves L. Pay Models for Online News in the US and Europe: 2019 Update. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/pay-models-online-news-us-and-europe-2019-update (date of access: 13.01.2022).
  9. Turvill W. 100k Club: Top English-language news publishers reach 28m paying online readers. URL: https://pressgazette.co.uk/news-websites-most-subscriptions-ranked-paywalls/ (date of access: 13.01.2022).
  10. Wadbring I., Bergstrom L. Audiences behind the Paywall: News Navigation among Established versus Newly Added Subscribers. Digital Journalism. 2021, vol. 9, issue 3, pp. 319–355. DOI: 10.1080/21670811.2021.1878919.
  11. Olsen R. K., Solvoll M. K. Reinventing the business model for local newspapers by building walls. Journal of Media Business Studies. 2018, vol. 15, issue 1, pp. 24–41. DOI: 10.1080/16522354.2018.1445160.
  12. Ianitskyi A. Readers’ Clubs and Friends: The state of membership models in Ukrainian media. URL: https://membershippuzzle.org/articles-overview/state-membership-models-ukrainian-media/ (date of access: 13.01.2022).
  13. Борейко А. Д. Бизнес-модели современных белорусских СМИ // 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: материалы конференции. Минск, БГУ, 2019. С. 804–806.
  14. Градюшко А. А. Региональные медиа в цифровой среде. Минск: Звязда, 2020. 184 с.
  15. Турок А. Как «районке» поспеть за днем бегущим // Журналист, 2021. № 2. С. 26–27.
Поступила 21.01.2022