QR-КОДЫ В УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЯХ: РЕДАКТОРСКИЙ АСПЕКТ

УДК 808.2:003.295.8

  • Акушевич Андрей Алексанрович − кандидат филологических наук, доцент кафедры редакцион- но-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: akushevich@belstu.by

Ключевые слова: QR-код, учебное издание, редактирование, учебный текст, редактор, редактор-технолог, интерактивность.

Для цитирования: Акушевич А. А. QR-коды в учебных изданиях: редакторский аспект // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 151–158. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-151-158.

Аннотация

В статье рассматриваются QR-коды с точки зрения редакторской подготовки учебной литературы. Этот элемент учебных изданий активно используется авторами (издательствами) и продолжает набирать популярность. Данные обстоятельства требуют научно обоснованных принципов, подходов и стратегий работы с QR-кодами, которые будут востребованы как при подготовке редакторов (редакторов-технологов) в учреждениях высшего образования, так и при повышении квалификации соответствующих специалистов. QR-коды имеют хорошие возможности для включения их в книги обучающего характера и приемлемы для разной целевой аудитории.

Анализ позволяет выделить несколько этапов работы редактора с QR-кодами. На первом – оценивается общий объем, который занимают QR-коды в издании. На втором – проверяется эффективность размещения QR-кодов в учебном издании относительно других его элементов. На третьем – проводится тестирование качества QR-кода как графического объекта (иллюстрации) и корректность его работы. На четвертом – происходит редактирование материалов, которые предлагаются автором при использовании (считывании) QR-кода. На данном этапе возникает значительное количество нюансов, связанных с технической составляющей вопроса, авторским правом, качеством текста, видео и т. д. На пятом этапе редактор может предложить добавить, переместить или исключить определенные QR-коды с учетом целей и задач конкретного издания.

В исследовании приведены примеры заданий на отработку навыков работы с QR-кодами, что может быть использовано в процессе обучения редакторов (редакторов-технологов).

Список литературы

  1. Николаенко Г. А., Евсикова Е. В. Перспективы использования QR-кодировки в академической сфере // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 2. С. 109–118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-qr-kodirovki-v-akademicheskoy-sfere (дата обращения: 01.12.2021).
  2. Веселов В. Что такое QR-код и как его создать. URL: https://sendpulse.com/ru/blog/qr-code (дата обращения: 01.12.2021).
  3. QR-код. URL: https://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/175-qr-kod (дата обращения: 01.12.2021).
  4. Использование технологий дополненной реальности в обучении / А. С. Пермяков [и др.] // Научная мысль. 2019. Т. 8, № 2 (32). С. 17–22.
  5. Путило О. О., Савина Л. Н. Использование технологий дополненной и виртуальной реальности в процессе литературного образования // Известия ВГПУ. 2020. № 9 (152). С. 27–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologiy-dopolnennoy-i-virtualnoy-realnosti-v-protsesse-literaturnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2021).
  6. Тумлерт И. П. QR-код и сфера его использования в образовании // Современные тенденции развития информационных технологий в научных исследованиях и прикладных областях: сб. докладов II Междунар. науч.-практ. конф., Владикавказ, 29–30 апр. 2021 г. Владикавказ, 2021. С. 40–45.
  7. Клишевич Н. В. Использование QR-кодов в обучении (на конкретном примере). URL: https://www.eduneo.ru/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokax-literatury/ (дата обращения: 01.12.2021).
  8. Никулина Н. В., Третьякова О. С. Использование QR-кодов на уроках гуманитарного цикла // Проблемы педагогики. 2019. № 2 (41). С. 55–56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokah-gumanitarnogo-tsikla (дата обращения: 01.12.2021).
  9. Гребенникова Н. Л., Косцова С. А., Тихонова О. С. Использование QR-кода в процессе изучения с младшими школьниками исторических фактов об измерении времени // Кронос. 2021. № 12 (62). С. 36–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-qr-koda-v-protsesse-izucheniya-s-mladshimi-shkolnikami-istoricheskih-faktov-ob-izmerenii-vremeni (дата обращения: 31.12.2021).
  10. Брякова И. Е., Межебовская В. В. Использование QR-кода и онлайн-сервиса CANVA на уроках литературы как способ формирования читателя-школьника // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 4. С. 577–585. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-qr-koda-i-onlayn-servisa-canva-na-urokah-literatury-kak-sposob-formirovaniya-chitatelya-shkolnika (дата обращения: 01.12.2021). DOI: 10.30853/ped210092.
  11. Симонова О. Б., Маруневич О. В. Теоретическое обобщение опыта использования QR-кодов в преподавании иностранного языка в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 160–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obobschenie-opyta-ispolzovaniya-qr-kodov-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-v-vuze (дата обращения: 01.12.2021).
  12. Тихоновецкая И. П. QR-коды на занятиях: интересные задания, квесты, кодирование аудиозаписей. URL: https://www.eduneo.ru/qr-kody-na-zanyatiyax-interesnye-zadaniya-kvesty-kodirovanie-audiozapisej/ (дата обращения: 01.12.2021).
  13. Глизбург В. И., Самойлова Е. С. Образовательный квест как средство формирования информационной культуры // Вестник РУДН. Сер. Информатизация образования. 2016. № 3. С. 85–91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-kvest-kak-sredstvo-formirovaniya-informatsionnoy-kultury (дата обращения: 01.12.2021).
  14. Ганчар Н. П., Хаменя Е. А. Разработка учебно-методических QR-квестов (на примере “Travelling” (английский язык) и “Die Reise” (немецкий язык) // EESJ. 2021. № 7-3 (71). С. 30–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-uchebno-metodicheskih-qr-kvestov-na-primere-travelling-angliyskiy-yazyk-i-die-reise-nemetskiy-yazyk (дата обращения: 31.12.2021). DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71.99.
  15. Казачэнка I. Р., Сілюк Н. У. QR-квэст «Загадкі маёй Радзімы» // Беларуская мова і літаратура. 2019. № 7. С. 49–53.
  16. Беларуская літаратура: вучэб. дапаможнік для 10 класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання (з электронным дадаткам для павышанага ўзроўню) / А. П. Бязлепкіна-Чарнякевіч [і інш.]; пад рэд. А. П. Бязлепкінай-Чарнякевіч, І. Д. Воюш. Мінск: НІА, 2020. 295 с.
  17. Казлова А. У. Карэкцыйная работа на ўроках беларускай мовы: вучэб. дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Мазыр: Выснова, 2019. 73 с.
  18. Ганчар Н. П. Таблица умножения с увлечением. Тренажер. 3 класс: пособие для учителей учреждений общего среднего образования. Мозырь: Выснова, 2021. 62 с.
  19. Микова Т. Е. Возможности QR-кода в современной образовательной среде // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Всероссийской науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14–15 марта 2018 г.. Екатеринбург, 2018. С. 382–386. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/ 123456789/23623/1/apo_2018_14_103.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
  20. Мершиева А. Д. Интерактивные возможности традиционного учебника // Двенадцатые Макушинские чтения: материалы Междунар. науч. конф., Тюмень, 25–27 мая 2021 г. Новосибирск, 2021. С. 323–332.
  21. Кречетников К. Г. Понятие интерактивного электронного учебника // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 22. С. 62–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-interaktivnogo-elektronnogo-uchebnika (дата обращения: 01.12.2021).
  22. Нестандартные QR-коды – создание и считывание. URL: https://creambee.ru/blog/post/create-nonstandard-qr-code/ (дата обращения: 01.12.2021).
  23. Тюлепбердинова Г., Адилжанова С., Газиз Г. Преимущества и недостатки использования QR-кодов в образовании // Наука и инновации – современные концепции: сб. науч. ст. по итогам работы Междунар. науч. форума, Москва, 22 марта 2019 г. Москва, 2019. С. 77–82.
  24. Малахова П. Новая угроза? QR-коды оказались опасным инструментом злоумышленников. URL: https://hi-tech.mail.ru/review/54929-qr-danger/ (дата обращения: 01.12.2021).
  25. Антология мудрости народа: 500 лет белорусского книгопечатания / И. В. Войтов [и др.]. Минск: БГТУ, 2017. 234 с.
Поступила 01.12.2021