СТЕНДОВЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ОСНОВЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МАЛОЦЕМЕНТНОГО ВЯЖУЩЕГО

УДК 630*383.4

  • Лыщик Петр Алексеевич – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: lyshchik@belstu.by

  • Бавбель Евгения Ивановна – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: bavbel-ji@belstu.by

  • Науменко Андрей Иванович – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: ig@belstu.by

Ключевые слова: дорожная конструкция, производственные испытания, строительство лесных дорог.

Для цитирования: Лыщик П. А., Бавбель Е. И., Науменко А. И. Стендовые и производственные испытания дорожных конструкций на основе композиционного малоцементного вяжущего // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2022. № 1 (252). С. 122–128. DOI: https://doi.org/10.52065/2519-402X-2022-252-1-122-128.

Аннотация

В статье приведены результаты стендовых испытаний в лабораторных условиях разработанных дорожных конструкций с использованием грунтов, укрепленных композиционными малоцементными вяжущими. Определены основные эксплуатационные характеристики дорожных покрытий.

Установлено, что одним из перспективных методов получения прочного монолитного конструктивного слоя дорожной конструкции, способного воспринимать значительные нагрузки от лесотранспортных систем, является укрепление местных грунтов новым композиционным малоцементным вяжущим, произведенным из отходов промышленных производств и цемента.

Осуществлено опытно-промышленное строительство участков лесных автомобильных дорог IIл и IVл категорий в «Негорельском учебно-опытном лесхозе» и ГЛХУ «Лидский лесхоз» соответственно с использованием разработанных дорожных конструкций на основе укрепленных местных грунтов.

Проведенные опытно-промышленные испытания заложенных участков лесотранспортных путей показали положительные результаты под воздействием лесовозного автотранспорта. В Негорельском учебно-опытном лесхозе глубина колеи на опытном участке составила 2,3 см, в то время как на контрольном – 5,9 см, что на 61% больше. При испытании дорожного покрытия из цементогрунта на прочность модуль упругости на опытном участке в среднем составил 129,7 МПа, что выше на 21,4%, чем на участке с использованием чистого портландцемента при укреплении.

Список литературы

  1. Бавбель Е. И., Лыщик П. А. Формирование опорной сети лесотранспортных путей в условиях Республики Беларусь // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. 2008. Вып. 183. С. 81–89.
  2. Бавбель Е. И., Лыщик П. А. Обоснование размещения лесотранспортных сетей // Известия вузов. Лесной журнал. 2009. Вып. 4. С. 82–88.
  3. Bavbel J. I., Lyshchik P. A. Designing of the road network in wood of the second group // Materials, Methods and Technology. International Scientific Publications. Bulgaria: Info Invest. 2007. Vol. 1. Р. 49–59.
  4. Лесохозяйственные дороги. Нормы и правила устройства: ТКП 500-2016 (33090). Минск: М-во лесного хоз-ва Респ. Беларусь, 2016. 91 с.
  5. Правила рубок леса Республики Беларусь: ТКП 143-2008 (02080). Минск: М-во лесного хоз-ва Респ. Беларусь, 2018. – 96 с.
  6. Бавбель Е. И., Лыщик П. А., Науменко А. И. Создание опорной сети лесных дорог на основе ГИС-технологий // Лесозаготовительное производство: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-техн. конф. Минск, 2017. С. 140–144.
  7. Лыщик П. А., Науменко А. И., Синяк С. А. Конструкции лесных автомобильных дорог на основе арматурного каркаса «георешетка-цементогрунт» // Труды БГТУ. 2016. № 2: Лесная и деревообраб. пром-сть. С. 79–82.
  8. Дорожная конструкция из арматурного каркаса «георешетка-цементогрунт». BYu20150100 / П. А. Лыщик, Е. И. Бавбель, С. В. Красковский, А. И. Науменко. Заявл. 19.03.2015.
  9. Композиционный цемент: пат. ВY19465 / П. А. Лыщик, С. В. Плышевский, А. И. Науменко. Опубл. 30.05.2015.
  10. Бавбель Е. И., Лыщик П. А. Проектирование лесных дорог на основе ТКП 500 «Лесные автомобильные дороги. Нормы проектирования и правила устройства // Состояние и перспективы развития лесного комплекса в странах СНГ: материалы Междунар. науч.-техн. конф. в рамках Международного молодежного форума по лесопромышленному образованию (Лес – Наука – Инновации – 2018). Минск, 2018. С. 16–20.
  11. Лыщик П. А., Бавбель Е. И. Инновационные технологии в проектировании лесных дорог // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика / ФГБОУ ВПО ВГЛТА, Воронеж, РФ. 2014. Т. 2. № 3–3 (8–3). С. 196–198.
  12. Бавбель Е. И., Игнатенко В. В., Науменко А. И. Конструирование и методика расчета дорожных одежд из укрепленных грунтов // Труды БГТУ. 2016. № 2: Лесная и деревообраб. пром-сть. С. 58–60.
  13. Oburger E., Jager A., Pasch A., Dellantonio A., Stampfer K., Wenzel W. W. Environmental impact assessment of wood ash utilization in forest road construction and maintenance – A field study // Science of The Total Environment. 2016. P. 711–721. DOI: 10.1016/j.scitotenv.2015.11.123.
  14. Bohrn G., Stampfer K. Untreated Wood Ash as a Structural Stabilizing Material in Forest Roads // Croatian Journal of Forest Engineering. 2014. P. 81–89.
  15. Kanzian C., Kuhmaier M., Zazgornik J., Stampfer K. Design of forest energy supply networks using multi-objective optimization // Biomass bioengineering. 2013. P. 294–302. DOI: 10.1016/j.biombioe.2013.10.009.
Поступила 15.10.2021