ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ «БЯРОЗКА» В ПЕРИОДЫ КОРЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ XX В.: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

УДК 070(476):087.5

  • Харитонова Светлана Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: kharytonavasv@bsu.by

Ключевые слова: журнал для детей, содержательная структура, ценностно-смысловые ориентиры, приоритетная тематика, аксиологические компоненты.

Для цитирования: Харитонова С. В. Детский журнал «Бярозка» в периоды коренных общественных преобразований XX в.: ценностно-смысловые ориентиры // Труды БГТУ. Сер. 4, Принти медиатехнологии. 2021. № 2 (249). С. 153–159. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-249-2-153-159.

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении ценностно-смысловых ориентиров белорусского журнала «Бярозка» в периоды коренных социальных преобразований в стране в XX в. С использованием методов контент-аналитического исследования и сравнительного анализа автором устанавливается специфика трансформации содержательной структуры периодического издания для детей, а также определяются жанрово-тематические средства, с помощью которых обеспечивалась его популярность и отражался ценностно-смысловой контекст жизни подрастающего поколения Беларуси.

В исследовании в качестве репрезентативных представлены категории контент-анализа, отражавшие доминирующие тематические и ценностные компоненты содержания журнала «Бярозка» за три периода его выпуска – 1946, 1984 и 1994 гг.

Впервые на материале диахронного анализа публикаций «Бярозкі» воспроизводится картина образования аксиологических установок средствами СМИ у подрастающего поколения белорусов на различных этапах государственного развития. Автором выявляются унификация контента единственного белорусскоязычного специализированного литературно-художественного журнала для детей и подростков, а также смещение аксиологических акцентов в его содержании.

Научная новизна статьи заключается в установлении наиболее выраженного изменения в формировании ценностных ориентиров детской аудитории содержательными средствами «Бярозкі» за исследуемые периоды в нескольких аспектах – образовательном, государственно-патриотическом, досуговом и личностно-ориентированном. Выявляются новые ракурсы содержательного моделирования белорусского журнала для детей в конце XX в.

Список литературы

  1. Ганичев В. Н. Молодежная печать: история, теория, практика. М.: Мысль, 1976. 286 с.
  2. Перыядычны друк Беларускай ССР, 1959–1963: у 2 ч. / Дзярж. б-ка БССР, Кн. палата БССР. Мінск: [б. в.], 1964. Ч. 1: Часопісы, працы, бюлетэні. 56 с.
  3. Перыядычны друк Беларускай ССР, 1959–1963: у 2 ч. / Дзярж. б-ка БССР, Кн. палата БССР. Мінск: [б. в.], 1964. Ч. 2: Газеты. 102 с.
  4. Белорусская Советская Социалистическая Республика = Беларуская Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка / редкол.: П. У. Бровка (гл. ред.) [и др.]. Минск: гл. ред. Белорус. Совет. Энцикл., 1978. 615 с.
  5. Чигринов П. Г. История Беларуси: в 2 т. Минск: Тесей, 2011. Т. 2: Конец XVIII – начало XXI в. 538 с.
  6. Слука А. Г. Беларуская журналістыка: падручнік. Мінск: Беларус. дзярж. ун-т, 2011. 447 с.
  7. Цымбаленко С. Б. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период: социологический анализ. М.: Науч.-исслед. ин-т шк. технологий, 2006. 128 с.
  8. Смоликова Т. М. Личность в пространстве медиа: особенности взаимодействия. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2018. 231 с.
  9. Статут рэдакцыі часопіса «Бярозка», зацверджаны на агульным сходзе супрацоўнікаў часопіса 10.11.1995 // Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства (БГАМЛИ). Ф. 39. Оп. 2. Д. 39. Л. 1–8.
Поступила 20.08.2021