СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛОРУССКОГО ПЛАКАТА КАК ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМЫ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ С 1914 ПО 1990 Г.

УДК 659.1.01

  • Солодовникова Татьяна Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романских языков факультета международных отношений. Белорусский государственный университет (220006, г. Минск, ул. Ленинградская, 20, Республика Беларусь). E-mail: tatianasolodovnikova2015@gmail.com

Ключевые слова: плакат, агитация, пропаганда, идеология, рекламная коммуникация.

Для цитирования: Солодовникова Т. В. Содержательные характеристики белорусского плаката как доминирующей формы рекламной коммуникации на территории Беларуси с 1914 по 1990 г. // Труды БГТУ, Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 2 (249). С. 147–152. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-249-2-147-152.

Аннотация

Статья посвящена особенностям развития плакатного искусства в контексте рекламной коммуникации на территории Беларуси с 1914 по 1990 г. Проведен детальный анализ содержания белорусских плакатов в указанный исторический период, рассмотрены факторы, способствовавшие их широкому распространению как средства информационного воздействия на целевую аудиторию. Отмечена зависимость рекламного дискурса от социально-политических трансформаций, происходивших в обществе и государстве.

В статье автор опирается на работы таких белорусских исследователей, как Голубович А. Г., Говин С. В., Шамшур В. В., Борозна М. Г., Саратовская Н. Н., Атрахович Е. И. Теоретический материал подкреплен многочисленными примерами белорусских плакатов, которые позволяют наглядно проследить специфику рекламной коммуникации в обозначенный период, в том числе затрагиваемую проблематику и особенности художественного исполнения.

Установлено, что изучение плакатного искусства как одной из форм рекламной коммуникации позволяет выявить основные аспекты социально-экономического и политического развития страны на конкретном историческом этапе. Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов для периодизации рекламной коммуникации на территории Беларуси, а также для определения перспектив применения плакатов для донесения информации до целевой аудитории в современных условиях.

Список литературы

  1. Голубович А. Г. Белорусский советский плакат. Минск: Беларусь, 2014. 302 с.
  2. Атрахович Е. И. Белорусский плакат: особенности становления национальной художественной школы // Культура. Наука. Творчество: VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 29–30 мая 2013 г. Минск, 2013. С. 89–93.
  3. Гончаров М. И. Белорусский политический плакат. Минск: Беларусь, 1989. 240 с.
  4. Галубовiч А. Г. Беларускi плакат «эпохi застою». Ад таталiтарызму да андэграўнду // Роднае слова. 2011. № 5. С. 104–106.
  5. Атрахович Е. И. Плакат в культурном процессе: проблема взаимодействия и взаимовлияния искусств // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. 2007. С. 149.
  6. Атраховіч А. І. Беларускі плакат: тэндэнцыі і перспектывы развіцця // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. 2006. С. 8.
  7. Баразна М. Р. Тэндэнцыі развіцця беларускай кніжнай графікі 1960 – сярэдзіны 1990 гг. (на матэрыялах мастацкай літаратуры): аўтарэф. дыс. … канд. мастацтвазнаўства: 17.00.04. Мінск,1998. 20 с.
  8. Баразна М. Р. Гісторыя выяўленчага мастацтва Беларусі ХХ ст. Мінск: БДАМ, 2016. 320 с.
  9. Баразна, М. Р. Кніжная графіка Беларусі ХХ стагоддзя. Мінск: БДАМ, 2017. 144 с.
  10. Шамшур В. В. Пасланцы новага свету: Рухомыя агітацыйныя сродкі рэвалюцыйнай Беларусі // Беларускi плакат. 2016. URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/paslancy-novaga-svetu (дата обращения: 15.06.2021).
  11. Бабурина Н. М. Агитационное массовое искусство Советской России 1918–1932. М.: Искусство, 2002. 288 с.
  12. Говін С. В. Гісторыя беларускай журналістыкі (1563–1917 гг.) Мiнск: БДУ, 2003. 99 с.
  13. Саратовская Н. Н. Советский плакат периода позднего сталинизма (на материале творчества белорусских художников) // Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского. 2005. URL: http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?21com=2&i21dbn=ref&p21dbn=ref&z21id=&image_file_download=1&image_file_name=/articles/2005//05snnlsp.pdf (дата обращения: 15.06.2021).
  14. Саратовская Н. Н. Белорусский плакат 1970 – середины 1980-х годов // Беларускi плакат. 2017. URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/belorusskiy-plakat-1970-serediny-1980-h-godov (дата обращения: 15.06.2021).
  15. Саратовская Н. Н. Современный белорусский плакат (1990–2000) // Беларускi плакат. 2016. URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/sovremennyy-belorusskiy-plakat-1990-2000 (дата обращения: 15.06.2021).
  16. Саратовская Н. Н. Художественный образ в плакате: проблема содержания и формы // Вісн. Харків. держ. акад. дизайну і мистецтв. 2005. № 6. С. 90−96.
Поступила 02.09.2021