ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК ИНСТРУМЕНТ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

УДК 028.5

  • Ковалевская Наталья Ивановна – старший преподаватель кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naivs@tut.by

Ключевые слова: смысловое чтение, умения смыслового чтения, навыки смыслового чтения, читательский дневник.

Для цитирования: Ковалевская Н. И. Читательский дневник как инструмент смыслового чтения // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии, 2021. № 2 (249). С. 117–125. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-249-2-117-125.

Аннотация

Современное образование не успевает актуализировать традиционные формы обучения на фоне быстро развивающегося информационного общества. Классические методы работы с текстом теряют свою привлекательность. Информационное пространство заставляет по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение».

В статье рассмотрена актуальность развития навыков смыслового чтения у детей, охарактеризованы умения, составляющие навыки смыслового чтения. Отдельное внимание уделено рассмотрению возможностей читательского дневника как средства развития навыков смыслового чтения.

Проведен анализ печатных читательских дневников, разработанных издательствами «Аверсэв», «Эксмо», «Высновы», «МИФ», и электронных. Дана сравнительная характеристика: описаны структура изданий, задания, памятки, закладки.

В качестве рекомендаций предложена концепция читательского дневника, который совмещает традиционную и нетрадиционную формы.

Список литературы

  1. Методы и приемы обучения смысловому чтению обучающихся в учебнике на ценностно-смысловой основе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-obuchayuschihsya-v-uchebnike-na-tsennostnosmyslovoy-osnove (дата обращения: 21.07.2021).
  2. Смысловая сфера современного ребенка как основа профилактики, коррекции и развития [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovaya-sfera-sovremennogo-rebenka-kak-osnovaprofilaktiki-korrektsii-i-razvitiya (дата обращения: 19.06.2021).
  3. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития [Электронный ресурс]. URL: http://psyrus.ru/library/pdf/novgorod_sbornik.pdf (дата обращения: 21.07.2021).
  4. Формирование навыков смыслового чтения [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/883/1/%d0%af%d1%88%d0%b8%d0%bd%d0%b0%20%d0%9d.%d0%92._%d0%9f%d0%9f%d0%9e%d0%b1_1202.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
  5. Читательский дневник: история и современность [Электронный ресурс]/ URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4739/%D0%97%D1%8B%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D0%B0_%D0%94_%D0%90_%D0%92%D0%9A%D0%A0.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.06.2021).
  6. Читательский дневник: эволюция стиля и содержания [Электронный ресурс]. URL: https://kanzoboz.ru/article/chitatelskiy_dnevnik_evolyutsiya_stilya_i_soderjaniya/ (дата обращения: 18.07.2021)
  7. Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика. М.: Литера, 2013. 143 с.
  8. Чтение и время: материалы VI науч.-практ. конф. 2014 г. / Брян. обл. науч. универс. б-ка имени Ф. И. Тютчева. Брянск, 2014. URL: http://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya/2.html (дата обращения: 12.02.2017).
  9. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность ‒ проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 98–102.
  10. Чудинова В. П., Кабачек О. Л. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. М.: Школьная б-ка, 2004. 336 с.
  11. Куликова Е. В. Продвижение детского чтения // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов / Фонд «Пушкинская библиотека», Центр книги Б-ки Конгресса США, Британский совет. М., 2006. С. 24–29.
  12. Сушко Н. И. Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. 2009. Вып. XVII. С. 97–101.
  13. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Читательские интересы детей и подростков: проблемы чтения // Чтение на евразийском перекрестке: материалы Междунар. форума. Челябинск, 27‒28 мая 2010 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Челябинск, 2010. С. 219–221.
  14. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010. 180 с.
  15. Сушко Н. И. Проблемы и тенденции в чтении детей в условиях развития новых информационных технологий // Детская литература и воспитание: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Тверь / Тверской гос. ун-т. Тверь, 2009. С. 158–162.
Поступила 15.09.2021