АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ТЕОРИИ МЕДИАТИЗАЦИИ

УДК 070:476(043.3)

  • Чжао Лян – аспирант кафедры медиалогии. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: zhaoliangabcd@gmail.com

Ключевые слова: коммуникация, медиа, медиатизация, теория медиатизации, массмедиа.

Для цитирования: Лян Ч. Актуальные научные подходы к моделированию современной концепции теории медиатизации // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 2 (249). С. 77–83. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-249-2-77-83.

Аннотация

Изобретение фотографии, электричества, кинематографа, радиовещания, цветной печати, первые эксперименты с телевидением – все это на рубеже XIX–XX вв. обусловило развитие комплекса наук о коммуникации с выделением такой ее формы, как массмедиа. К массмедиа традиционно относят книжные и газетные издательства, информационные агентства, редакции прессы, радиовещания, телевидения, кино-, видео-, звукозаписывающие компании, которые имеют соответствующую материально-техническую инфраструктуру.

В статье рассматриваются современные подходы к определению терминов «медиа» и «медиатизация». В компаративном контексте анализируются взгляды авторитетных исследователей на сущность медиатизации, влияние этого процесса на развитие общества, его отдельных сфер. Характеризуется состояние развития теории медиатизации в англо- и русскоязычном научном дискурсе, китайской социальной науке, описывается практика проведения научных конференций, стратегически ориентированных исследований в рамках определенных программ, посвященных изучению феномена медиатизации.

Многие эмпирические исследования не имеют прочной связи с теорией медиатизации. Одним словом, теория медиатизации находится в процессе бурного развития, однако сущностное ее понимание еще недостаточно определено. А с началом XXI в. новым этапом в разработке и систематизации теории медиатизации стала практика проведения научных конференций, стратегически ориентированных исследований в рамках определенных программ.

Список литературы

  1. Клаус Б. Дж., Николас В. Дж. Справочник по коммуникационным исследованиям: качественные и количественные методологии. Лондон: Taylor & Francis, 2002. 268 c.
  2. Гарольд А. И. Империя и коммуникации. Торонто: Dundurn Пресс, 2007. 288 c.
  3. Роберт К. Л. Неправильное понимание Маклюэна: установление рекорда прямо. Торонто: Kindle Edition, 2013. 199 c.
  4. Дукин Р. А. Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа // Theory and practice of social development. 2016. No. 2. С. 24–26.
  5. Гуреева А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Journal Moscow Sate University. 2016. No. 10. С. 192–208.
  6. Беверли M. Э. Кембридж: политика. Стэнфорд: Стэнфордский университет, 1995. 337 с.
  7. Олаф Хоффьянн, Роланд Шталь. Руководство по связям с общественностью. Висбаден: Nabu Press, 2010. 459 с.
  8. Хьярвард С. Медиатизация религии: теория СМИ как агентов религиозных изменений // Northern Lights: Film & Media Studies Yearbook. 2008. No. 6. C. 199.
  9. Хьярвард C. Медиатизация общества: теория СМИ как агентов социальных и культурных изменений // Nordicom Review. 2008. No. 2. C. 105–134.
  10. Шульц В. Реконструкция медиатизации как аналитической концепции // European Journal of Communication. 2004. No. 1. P. 87–101.
  11. Билл Гейтс. Цитаты Билла Гейтса [Электронный ресурс]. URL: https://socratify.net/quotes/billgeits/114989 (дата обращения: 05.07.2021).
  12. Хьярвард С. Медиатизация культуры и общества. Лондон: Routledge, 2013. 192 с.
  13. Хьярвард С., Ниброс Л. Medie / Kultur. Медиатизация и культурные изменения Петерсен // Journal of media and communication research. 2013. No. 54. С. 1–7.
  14. Андрианова Т. В., Ракитов А. И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества. М.: ИНИОН, 1991. 117 с.
  15. Рогозина И. В. Функции и структура медиакартины мира // Methodology of modern psycholinguistics, 2003. С. 120–126.
  16. Вартанова Е. Л. «Человек медийный» – новая ступень эволюции или приложение к гаджету? [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkj.ru/open/27523/ (дата обращения: 05.07.2021).
  17. Пивоварчик Т. А. Медиатизация как фактор развития коммуникативной активности личности // Корпоративные стратегические коммуникации: новые тренды в профессиональной деятельности: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2018. С. 149–152.
  18. Загидуллина М. В. Интермедиальность в эпоху тотальной медиатизации: как технологии влияют на литературу и ее теорию // Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр: сб. науч. трудов. 2017. С. 60–77.
  19. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся комуникативистики. М.: Московский университет, 2010. 272 c.
  20. Буридэ. Концепт «медиатизация» в современных китайских исследованиях // Сб. науч. статей студентов, магистрантов, аспирантов. 2019. Вып. 22. 372 с.
Поступила 20.08.2021