ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ YOUTUBE ПЕЧАТНЫМИ СМИ УКРАИНЫ

УДК 070:004.738.5

  • Чабаненко Мирослава Викторовна – кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры журналистики. Запорожский национальный университет (69600, г. Запорожье, ул. Жуковского, 66-а, Украина). E-mail: m_v_chabanenko@ukr.net

Ключевые слова: газеты, журналы, социальные сети, YouTube, дистрибуция контента.

Для цитирования: Чабаненко М. В. Использование возможностей YouTube печатными СМИ Украины // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 2 (249). С. 69–76. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-249-2-69-76.

Аннотация

В статье рассмотрены работы исследователей современной медиасферы, касающиеся процессов кросс-медийности в аспекте освоения традиционными печатными СМИ разных каналов дистрибуции контента, в частности социальных сетей. В их контексте представлены результаты собственного исследования, направленного на выявление степени присутствия печатных изданий Украины на платформе YouTube.

Проанализирована деятельность 50 YouTube-каналов, имеющих отношение к печатной прессе Украины. Установлено, что присутствие газет и журналов на данной технической платформе отличается большой разницей в таких показателях, как количество подписчиков и качество видеоматериалов. Выявлено, что на уровень эффективности использования возможностей YouTube влияет сочетание четырех главных факторов: желание заниматься несвойственным для прессы форматом – видео, финансирование и наличие необходимой материальной базы, сотрудничество с другими видами СМИ, правильный подход к организации деятельности издания на YouTube.

Исходя из ряда примеров сформулировано предположение о том, что редакциям следует воспринимать YouTube-канал как отдельную площадку для массмедийной работы, требующую специфических подходов. Канал должен быть ярко оформлен; видеоролики отвечать общему характеру информационного пространства социальных сетей: быть броскими, легкими для восприятия, с сильной коммуникативной составляющей; длинные ролики должны иметь динамичный сюжет, касаться актуальных вопросов. Необходимо также стремиться к адекватному качеству съемки и монтажа материалов. Переход печатной прессы на мультимедийность, создание гибридных способов производства и распространения медиапродукции помогает прессе удерживаться на медиарынке, сохраняя бумажные версии изданий.

Список литературы

  1. Лосева Н. Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин [и др.]; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 31–85.
  2. Шевченко В. Е. Конвергентність як основна ознака сучасних медіа // Кросмедіа: контент, технології, перспективи: моногр. Київ: ВПЦ «Київський університет», 2018. С. 7–20.
  3. Рябічев В. Л. Мультиплатформна концепція в сучасній журналістиці // Наукові записки Інституту журналістики. 2013. Т. 52. С. 98–101.
  4. Василик Л. Є. Крос-медіа як тренд сучасної журналістики // Наукові записки Інституту журналістики. 2013. Т. 52. С. 297–300.
  5. Челомбитько В. Ф. Кросс-медийный подход в информационных и коммуникативных технологиях // Информационные системы и технологии: материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф. ИСТ-2015. Харьков: НТМТ, 2015. C. 243–244.
  6. Тонкіх І. Ю. Перспективи використання YouTube-каналів у журналістській діяльності // Наукова школа Романа Іванченка: матеріали VІІ Міжнародної науково-практичної конференції. Київ: КПІ імя Ігоря Сікорського, 2019. С. 82–86.
  7. Круглова Л. А. Гибридные медиа: роль видео в новых медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 4. С. 101–105.
  8. Круглова Л. А. Российские газеты на платформе YouTube: опыт взаимодействия // Медиаскоп. 2020. Вып. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2642 (дата обращения: 26.03.21).
  9. Градюшко А. А. Социальные медиа как инструмент современной интернет-журналистики // Веснiк Беларускага дзяржаўнага ўнiверсiтэта. Сер. 4, Фiлалогiя. Журналiстыка. Педагогiка. 2012. № 2. С. 69–73.
  10. Градюшко А. А. Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2019. № 2 (225). С. 63–69.
  11. Українська аудиторія соцмереж за рік пандемії збільшилася на 7 млн людей – дослідження [Электронный ресурс]. URL: https://bit.ly/2P1IzTt (дата обращения: 21.03.21).
  12. Жиленко Д. Рейтинг популярних сайтів за лютий 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://bit.ly/3wd3SlI (дата обращения: 21.03.21).
  13. Вчені назвали найнебезпечніші і найкорисніші соцмережі [Электронный ресурс]. URL: https://bit.ly/2NWuKVL (дата обращения: 21.03.21).
  14. Садівничий В. Типи, види та особливості подання контенту крос медіа // Кросмедіа: контент, технології, перспективи. Київ, 2018. С. 40–47.
  15. Радио НВ начало вещание в 40 городах Украины [Электронный ресурс]. URL: https://bit.ly/3dAbxC3 (дата обращения: 31.03.21).
Поступила 27.05.2021