О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ШПАЛ В КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКАХ ПУТИ

УДК 625.172:625.142.21

  • Невзорова Алла Брониславовна − доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Водоснобжение, химия и экология». Белорусский государственный университет транспорта (246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34, Республика Беларусь). E-mail: anevzorova@bsut.by

  • Романенко Виктория Владимировна − старший преподаватель кафедры «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов». Белорусский государственный университет транспорта (246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34, Республика Беларусь). E-mail: vromanenkko@mail.ru

Ключевые слова: деревянные шпалы, путь, ширина колеи, кривые, изгиб, рельсошпальная решетка.

Для цитирования: Невзорова А. Б., Романенко В. В. О целесообразности и перспективах применения деревянных шпал в криволинейных участках // Труды БГТУ. Сер. 1, Природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. 2021. № 2 (246). С. 242–249. DOI: https://doi.org/10.52065/2519-402X-2021-246-31-242–249.

Аннотация

Целью работы является анализ содержания криволинейных участков пути на деревянных шпалах и выработка решений для приведения кривых к положению, которое удовлетворяет условиям обеспечения установленной скорости на участке. Задача получения достоверной и адекватной информации о техническом состоянии и распределении путей с деревянными шпалами решается с использованием статистического количественного анализа по открытым источникам Белорусской железной дороги. Установлено, что 37% станционных путей и 61% путей необщего пользования остаются лежать на деревянных шпалах. Средний процент изношенных шпал по всем дистанциям составляет 13%. Приведены основные дефекты деревянных шпал, которые приводят к «расстройству» криволинейных участков железнодорожного пути. Одной из наиболее частых неисправностей на путях с деревянными шпалами является увеличение ширины рельсовой колеи, устраняемое перешивкой. На основе анализа прохождения подвижного состава в кривых сформулирована и обоснована целесообразность использования деревянных шпал в кривых малого радиуса (меньше 350 м), позволяющих обеспечить нормативное уширение колеи пути до 1530 или 1535 мм, что невозможно для железобетонных шпал. Предлагаются мероприятия, которые позволят с наибольшей эффективностью привести расстроенные кривые к положению, удовлетворяющему требованиям нормативной документации.

Список литературы

  1. Елисеев А. П., Жабин В. И., Казанцев В. В. Оценка состояния деревянных шпал промышленных железных дорог // Известия ВУЗов. Лесной журнал, 1999. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-derevyannyh-shpal-promyshlennyh-zheleznyh-dorog (дата обращения: 26.02.2021).
  2. Божелко И. К. Физико-механические свойства комбинированных деревянных шпал // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. 2018. № 2 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziko-mehanicheskie-svoystva-kombinirovannyh-derevyannyh-shpal (дата обращения: 21.02.2021).
  3. Чуян С. Н. Продление жизненного цикла деревянных шпал и стрелочных брусьев // Наука и образование транспорту: сб. науч. ст. Секция 1. Подвижной состав железных дорог и муниципальный пассажирский транспорт. Самара, 2017. № 1. С. 76–79.
  4. Невзорова А. Б. Теоретические основы и технология механотрансформации древесины. Гомель: БелГУТ, 2003. 160 с.
  5. Божелко И. К., Леонович О. К. Определение долговечности защитных средств для древесины, эксплуатируемой в тяжелых условиях // Труды БГТУ. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-dolgovechnosti-zaschitnyh-sredstv-dlya-drevesiny-ekspluatiruemoy-v-tyazhelyh-usloviyah (дата обращения: 26.02.2021).
  6. Карпущенко Н. И., Величко Д. В., Бобовникова Н. А. Влияние ширины колеи и состояния ходовых частей подвижного состава на интенсивность износов // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2010. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shiriny-kolei-i-sostoyaniya-hodovyh-chastey-podvizhnogo-sostava-na-intensivnost-iznosov (дата обращения: 24.02.2021).
  7. Влияние геометрических параметров железнодорожного пути на величину эквивалентной коничности колесной пары / А. А. Киселев [и др.] // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-geometricheskih-parametrov-zheleznodorozhnogo-puti-na-velichinu-ekvivalentnoy-konichnosti-kolesnoy-pary (дата обращения: 24.02.2021).
  8. Особенности измерения и содержания рельсовой колеи на железобетонных шпалах / В. И. Матвецов [и др.] // Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. Наука и прогресс транспорта. 2007. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izmereniya-i-soderzhaniya-relsovoy-kolei-na-zhelezobetonnyh-shpalah (дата обращения: 24.02.2021).
  9. Пронин М. В., Богданов В. В. Корпоративная эффективность слияний и поглощений (на примере производства деревянных шпал) // Экономика и управление. 2007. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-effektivnost-sliyaniy-i-pogloscheniy-na-primere-proizvodstva-derevyannyh-shpal (дата обращения: 26.02.2021).
  10. Структура Белорусской железной дороги // Белорусская железная дорога. URL: https://www.rw.by/corporate/structure/ (дата обращения: 21.01.2021).
  11. Положение о системе ведения путевого хозяйства Белорусской железной дороги: СТП БЧ 56.388-2018: утв. приказом зам. нач. Бел. ж. д. от 17.12.2018 № 1072 НЗ. Введ. 01.01.19. Минск: Белорусская железная дорога, 2018. 27 с.
  12. Текущее содержание железнодорожного пути. Технические требования и организация работ: СТП БЧ 09150.56.010-2005: утв. приказом нач. Бел. ж. д. от 29.06.2006 № 221Н. Введ. 01.07.06. Минск: Белорусская железная дорога, 2006. 283 с.
  13. Правила технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь: утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь 25.11.2015 № 52. Введ. 01.06.16. Минск: Министерство транспорта и коммуникаций, 2016. 351 с.
  14. Стыковые зазоры 25-метровых рельсов / В. И. Матвецов [и др.] // Путь и путевое хозяйство: сб. науч. ст. М., 2013. № 6. С. 20–23.
  15. Каленик К. Л. Обоснование схемы укладки железобетонных шпал вместо непригодных деревянных // Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. Наука и прогресс транспорта. 2008. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-shemy-ukladki-zhelezobetonnyh-shpal-vmesto-neprigodnyh-derevyannyh. (дата обращения: 24.02.2021).
Поступила 23.03.2021