АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УДК 339.13.024

  • Хорошун Николай Владимирович − магистр экономических наук, магистр технических наук. Белорусский государственный технологический университет (220006 г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: n_khoroshun@mail.ru

Ключевые слова: национальный рынок алкогольных напитков, сырьевое обеспечение, производственные мощности, потребительский спрос, маркетинг.

Для цитирования: Хорошун Н. В. Анализ состояния и развития конъюнктуры рынка винодельческой отрасли Республики Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2021. № 1 (244). С. 151–162. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6877-2021-244-1-151-162.

Аннотация

Статья включает анализ данных, характеризующих особенности формирования, текущего состояния и развития конъюнктуры рынка субъектов хозяйствования винодельческой отрасли Республики Беларусь. В состав пищевой промышленности Республики Беларусь входят более 40 специализированных отраслей, подотраслей и отдельных производств, включая алкогольную и винодельческую отрасли. При этом алкогольная отрасль является в республике одной из значимых бюджетообразующих составляющих.

В статье показаны приоритетные направления развития винодельческой отрасли и алкогольных напитков Республики Беларусь, к которым также относится национальное виноделие, основанное на применении местного сырья и приобретении импортных виноматериалов, коньячных спиртов различной выдержки и пр. Дано описание состояния и тенденции развития национальной сырьевой базы для винодельческой отрасли. Приведены данные о развитии производственных винодельческих мощностях предприятий отрасли. Также приведены данные о спросе и потреблении отдельных алкогольных напитков в Республике Беларусь.

Встатье дано описание методов регулирования винодельческой отрасли, направленных на достижение оптимальных параметров ее развития. Выявлена особенность формирования рынка винодельческой отрасли Республики Беларусь, выражающаяся в балансировке интересов государства, производителя, продаж и потребления алкогольных напитков. На основе анализа приведенных цифровых данных предложены направления по совершенствованию работы национального рынка алкогольных напитков.

Список литературы

  1. Академия рынка: Маркетинг / А. Дайан [и др.]. М.: Экономика, 1993. 572 с.
  2. Аристархова М., Аглеев Д. Технология маркетингового исследования вторичных продаж // Маркетинг. 2000. № 2. С. 37–41.
  3. Беларусы стали больше покупать коньяк и слабоалкогольные напитки // Marketing.by. URL: https://marketing.by/analitika/belarusy-stali-bolshe-pokupat-konyak-i-slaboalkogolnye-napitki/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.by%2Fnews% 2Finstory%2FObem_rynka_alkogolnykh_napitkov_v_Belarusi_vyros_na_256031b1c1ca11a411bd5a7fa40c6f75 (дата обращения: 12.01.2021).
  4. Выросли предельные минимальные цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28% (Комментарий к постановлению МАРТ № 100) // Бухгалтерский портал. URL: https://www.gb.by/aktual/gosudarstvennoe-regulirovanie/vyrosli-predelnye-minimalnye-tseny-na-al (дата обращения: 12.01.2021).
  5. Закон Респ. Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
  6. О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016– 2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196 // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
  7. Пономарев В. Ф. Основы виноделия. М.: Мир, 2003. 176 с.
  8. Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Респ. Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 100 // МАРТ. URL: https://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/%D0%9D%D0%9F%D0%90/%D0%9F%D0% BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %D0%9C%D0%90%D0%A0%D0%A2%20%E2%84%9652.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
  9. Продажа отдельных продовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь в 2019 году // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/2019/dom_sale-food-2019-1-4q.xlsx (дата обращения: 10.01.2021).
  10. Продажа отдельных продовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/2020/dom_sale-food-2020-1-2q.xlsx (дата обращения: 10.01.2021).
  11. Промышленность Республики Беларусь, 2020 // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/promyshlennost/publikatsii_13/index_39762/ (дата обращения: 08.01.2021).
  12. Товароведение продовольственных товаров / Л. С. Микулович [и др.]; под общ. ред. О. А. Брилевского. Минск: БГЭУ, 2001. 614 с.
  13. Рейтинг самых пьющих стран мира на 2020 год // Tyulyagin.ru. URL: https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-samyx-pyushhix-stran-mira.html (дата обращения: 11.01.2021).
  14. Розничная и оптовая торговля, общественное питание в Республике Беларусь, 2019 // Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_14058/ (дата обращения: 08.01.2021).
  15. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвилли Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг. М.: ЮНИТИДАНА, 2000. 637 с.
Поступила 10.02.2021