МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

УДК 630*6

  • Цвирков Владимир Витальевич − кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник отдела экономики АПК и лесного хозяйства НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь (220086, г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 1, Республика Беларусь). E-mail: tsvirkov@mail.ru

  • Каско Людмила Ивановна − научный сотрудник отдела государственного управления и регулирования отношений собственности НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь (220086, г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 1, Республика Беларусь). E-mail: kasko_mila@mail.ru

  • Каращук Марина Николаевна − младший научный сотрудник отдела экономики АПК и лесного хозяйства НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь (220086, г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 1, Республика Беларусь). E-mail: marina.karashchuk@tut.by

Ключевые слова: лесовосстановление, лесоразведение, лесохозяйственный комплекс, деревообрабатывающая промышленность, управление лесным хозяйством, эффективность системы управления.

Для цитирования: Цвирков В. В., Каско Л. И., Каращук М. Н. Международный опыт управления лесохозяйственным комплексом // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2021. № 1 (244). С. 130–138. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6877-2021-244-1-130-138.

Аннотация

В статье предлагается общий обзор опыта управления лесопромышленным комплексом в странах Северной Америки, ЕС и в странах постсоветского пространства. Правительством Республики Беларусь поставлена задача выработать согласованное решение по вопросу централизации управления лесным хозяйством и деревообрабатывающей промышленностью с учетом международного опыта и экономической эффективности.

На основе проведенного авторами анализа работы лесопромышленного комплекса в США, Канаде, странах ЕС, ЕАЭС, в Украине и Грузии можно видеть отсутствие централизации управления лесопромышленным комплексом.

По вопросам управления лесным хозяйством со стороны государства созданы отраслевые ведомства при Министерстве сельского хозяйства – в США, Латвии, Германии, Норвегии, при Министерстве в области охраны окружающей среды – в Канаде, Литве, Эстонии, Польше, странах ЕАЭС, Украине, Грузии, в Швеции – при Министерстве предпринимательства, в Финляндии отраслевые органы управления лесным хозяйством есть и при Министерстве сельского хозяйства, и при Министерстве охраны окружающей среды.

В отрасли деревопереработки в США, Канаде и странах Евросоюза не существует отдельного самостоятельного органа централизованного управления отраслью.

Общее руководство, управление деятельностью участников деревообрабатывающей промышленности и координация ее в России закреплены за Министерством промышленности и торговли, в Казахстане – за Министерством индустрии и инфраструктурного развития.

Список литературы

  1. Смирнова А., Петров В. Управление лесами в США // ЛесПромИнформ. № 2 (116). 2016. С. 162–165.
  2. Шматков Н., Григорьев А., Луговая, Д. Лесной сектор Канады // ЛесПромИнформ. № 4 (142). 2019. С. 158–164.
  3. Интернет-портал Министерства сельского хозяйства и промышленности Латвии. URL: https://www.zm.gov.lv/ (дата обращения: 02.02.2021).
  4. Интернет-портал Министерства окружающей среды Литовской Республики. URL: https://am.lrv.lt/ (дата обращения: 02.02.2021).
  5. Интернет-портал Министерства окружающей среды Эстонии. URL: https://www.envir.ee/ru/ministerstvo-okruzhayushchey-sredy (дата обращения: 04.02.2021).
  6. Интернет-портал Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии. URL: https://www.bmel.de/EN/Home/home_node.html (дата обращения: 03.02.2021).
  7. Интернет-портал Министерства охраны окружающей среды Польши. URL: https://www.gov.pl/web/srodowisko (дата обращения: 04.02.2021).
  8. Добрынин Д. Управление государственными лесами в Финляндии и Швеции // Устойчивое лесопользование. № 2 (58). 2019. С. 14–15.
  9. Интернет-портал Норвежской ассоциации лесовладельцев. URL: https://www.skog.no/om-oss/skogeiersamvirkene/ (дата обращения: 04.02.2021).
  10. Интернет-портал о лесозаготовке и деревообработке FOREST COMPLEX.RU. URL: https://forestcomplex.ru/forestry/lesnoe-hozyajstvo-v-ssha/ (дата обращения: 05.02.2021).
  11. Интернет-портал Министерства инноваций, науки и экономического развития Канады. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/icgc.nsf/eng/home (дата обращения: 05.02.2021).
  12. Интернет-портал Министерства инфраструктуры и местного самоуправления Канады. URL: https://thecanadaguide.com/government/local-governments/ (дата обращения: 03.02.2021).
  13. Интернет-портал Польского агентства развития предпринимательства. URL: https://www.parp.gov.pl/index.php/component/parpabout/ (дата обращения: 04.02.2021).
  14. Интернет-портал Конфедерации европейской бумажной промышленности. URL: https://www.cepi.org/ (дата обращения: 03.02.2021).
  15. Интернет-портал Ассоциации немецкоймебельной промышленности. URL: https://www.moebelindustrie.de/presse/ (дата обращения: 03.02.2021).
  16. Интернет-портал Шведской федерации лесной промышленности. URL: https://www.forestindustries.se/forest-industry/ (дата обращения: 05.02.2021).
  17. Лесопромышленный комплекс Швеции и Финляндии. URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=3453 (дата обращения: 05.02.2021).
  18. Колесник В. Г., Синятуллина Л. Х. Вопросы государственного и муниципального управления // Система государственного управления лесным комплексом: текущая ситуация и основные проблемы. № 1. 2017. С. 129–148.
  19. Интернет-портал Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/forest?lang=ru (дата обращения: 02.02.2021).
  20. Интернет-портал Министерства окружающей среды Республики Армения. URL: http://www.mnp.am/ru (дата обращения: 04.02.2021).
  21. Интернет-портал Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. URL: https://mepr.gov.ua/ (дата обращения: 04.02.2021).
  22. Интернет-портал Министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии. URL: https://mepa.gov.ge/En (дата обращения: 03.02.2021).
Поступила 11.02.2021