РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСКУРС-КАТЕГОРИЙ В КОНТЕНТЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА ZVIAZDA.BY)

УДК :070:004.738.5

  • Лущинская Ольга Владимировна − кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой международной журналистики факультета журналистики. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр-т Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: olgalu805@gmail.com

Ключевые слова: конвергентные средства массовой коммуникации, медийный дискурс, дискурс конвергентных средств массовой коммуникации, белорусский интернет-портал zviazda.by, дискурсивная практика, дискурс-категории.

Для цитирования: Лущинская О. В. Репрезентация дискурс-категорий в контенте конвергентных средств массовой коммуникации (на примере портала zviazda.by) // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 1 (243). С. 20–26. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2021-243-1-20-26.

Аннотация

В статье внимание сконцентрировано на конвергентных средствах массовой коммуникации как составной части медийного дискурса, рассматриваемых на примере белорусского интернетпортала zviazda.by Издательского дома «Звязда». Даются определения медийному дискурсу и дискурсу конвергентных средств массовой коммуникации. Отмечается, что контентное наполнение портала реализует различные дискурсивные практики с учетом их субъект-субъектных (участники коммуникации и их взаимоотношения друг с другом) и субъект-предметных (то, с чем взаимодействуют коммуниканты, как они к этому относятся) отношений, которые отражаются посредством определенных дискурс-категорий, связанных с интра- и экстралингвистическими параметрами. Дискурсивная практика реализует отдельную коммуникативную ситуацию, которая передается через освещаемое журналистом событие.

Анализ осуществляется на основе таких категорий, как аудитория, коммуникативная установка, самоидентификация, время, пространство, интертекстуальность, интерсобытийность, интерсубъектность, а также дискурс-категории стилистический диапазон. В работе приводятся примеры из медиатекстов, которые наглядно демонстрируют репрезентацию соответствующей дискурс-категории в их содержании. Отмечается также, что материалы анализируемого интернет-портала обладают такими текстовыми характеристиками, как целостность, связность (в том числе и гипертекстовая), системность и завершенность, а в качестве невербального компонента используют преимущественно фотографии, что свидетельствует о присутствии в них явления креолизации.

Список литературы

  1. Грибовод Е. Г. Медиадискурс. Интернет-дискурс. Социально-политическое проектирование // Дискурс-Пи. 2013. № 13. С. 118–120.
  2. Лисицкая Л. Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии: дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. Краснодар, 2010. 355 с.
  3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с.
  4. Ивченков В. И. Публицистический стиль, текст и дискурс // Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: кол. монография / под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. С. 197–206.
  5. Кравченко Н. К. Современный дискурс и дискурс-анализ. Краткая теорминологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://discourse.com.ua/data/uploads/books/sovremennyj-diskurs-i-diskurs-analiz-m-enciklopedija.pdf. Дата обращения: 04.08.2020.
  6. Назаров Н. В. О категориях дискурса // Вестн. Центра междунар. образования Моск. гос. ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2010. Т. 3. С. 19–24.
  7. Ивченков В. И. Медиалингвистика как научное направление в сферах языкознания и журналистики // Медиалингвистика. Вып. 4, Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Высш. шк. журналистики и мас. коммуникаций», 2015. С. 26–29.
  8. Ивченков В. И. Медиалингвистика в Беларуси: условия формирования и особенности развития // Медиалингвистика. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Высш. шк. журналистики и мас. коммуникаций», 2017. № 2 (17). С. 7–17.
Поступила 19.08.2020