КЛИКБЕЙТ В ЦИФРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: CТРАТЕГИИ И ОСОБЕННОСТИ

УДК 070:004.738.5

Градюшко Александр Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (пр-т Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: webjourn@gmail.com

DOI: https://doi.org/ 52065/2520-6729-2025-291-5.

 

Ключевые слова: кликбейт, цифровая журналистика, новости, медиатекст, заголовок, социальные медиа, YouTube, аудитория, цифровые технологии.

Для цитирования: Градюшко А. А. Кликбейт в цифровой журналистике: стратегии и особенности // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2025. № 1 (291). С. 34–40. DOI: 10.52065/2520-6729-2025-291-5.

Аннотация

В статье представлен анализ кликбейта как одной из технологий продвижения контента в цифровой журналистике. В качестве объекта исследования были выбраны сайты, аккаунты в социальных сетях и каналы на YouTube шести крупнейших национальных медиа Республики Беларусь. Выдвигается гипотеза о том, что кликбейт получил большое распространение на цифровых платформах качественных белорусских медиа. Предыдущие интерпретации термина «кликбейт» были сосредоточены исключительно на таблоидной журналистике. В последние несколько лет в научном сообществе наметился отказ от негативной трактовки этого термина. Опираясь на значительный массив теоретических работ и эмпирических данных, мы не рассматриваем кликбейт как проблему или нечто отрицательное, а утверждаем, что это скорее один из способов привлечения внимания аудитории, прием выделения материала в общем информационном потоке. Выявлены лингвистические, типологические и тематические особенности кликбейта на различных цифровых платформах, сравниваются различные стратегии продвижения контента в цифровой журналистике. Сделан вывод о том, что кликбейт обладает существенным потенциалом в эпоху, которая характеризуется широким использованием алгоритмических систем. В то же время подчеркивается тенденция к избеганию новостей, которая стала результатом перенасыщения информацией

Скачать

Список литературы

  1. Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Загидуллина М. В. Медиатекст в эпоху цифровых платформ: возможности и угрозы // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2024. № 3. С. 3–13. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2024.313.
  2. Дугин Е. Я. Трансформация медиакоммуникации под воздействием цифровых технологий: теоретико-методологический аспект // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2024. № 5. С. 140–151. DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.5.2024.140151.
  3. Panda I., Singh J. P., Pradhan G., Kumari K. A deep learning framework for clickbait spoiler generation and type identification // Journal of Computational Social Science. 2024. Vol. 7. P. 671–693. DOI: 10.1007/s42001-024-00252-z.
  4. Kormelink T. G., Meijer I. C. What clicks actually mean: Exploring digital news user practices // Journalism. 2018. Vol. 19, issue 5. P. 668–683. DOI: 10.1177/1464884916688290.
  5. García-Orosa B., Gallur-Santorun S., López-García X. Use of clickbait in the online news media of the 28 EU member countries // Revista Latina de Comunicación Social. 2017. Vol. 72. P. 1261–1277. DOI: 10.4185/RLCS-2017-1218en
  6. Diez-Gracia A., Sánchez-García P., Palau-Sampio D., Sánchez-Sobradillo I. Clickbait Contagion in International Quality Media: Tabloidisation and Information Gap to Attract Audiences // Social Sciences. 2024. Vol. 13, issue 430. P. 1–13. DOI: 10.3390/socsci13080430.
  7. Сладкевич Ж. Р. Заголовки-анонсы в сетевых медиасервисах: между информированием и кликбейтингом // Медиалингвистика. 2019. Т. 6, № 3. С. 353–368. DOI: 10.21638/spbu22.2019.306.
  8. Kemm R. The Linguistic and Typological Features of Clickbait in Youtube Video Titles // Social Communication. 2022. Vol. 1. P. 66–80. DOI: 10.2478/sc-2022-0007.
  9. Битнер И. А., Коршунова А. В., Лузин Б. О. Кликбейтные заголовки в зеркале теории речевых актов // Сибирский филологический форум. 2021. № 2 (14). С. 24–36. DOI: 10.25146/2587-7844-2021-14-2-75.
  10. Scacco J., Muddiman, A. The curiosity effect: Information seeking in the contemporary news environment // New Media & Society. 2020. Vol. 22, issue 3. P. 429–448. DOI: 10.1177/1461444819863408.
  11. Кузнецов Е. С. Эволюция кликбейта: от инструмента желтой прессы к ключевой технологии интернет-СМИ // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 2 (25). С. 48–54. DOI: 10.20323/ 2499-9679-2021-2-25-48-54.
  12. Гаврикова О. А. Кликбейтинг как фактор создания ложного нарратива в политическом медиадискурсе // Политическая лингвистика. 2019. № 3 (75). С. 22–30. DOI: 10.26170/pl19-03-02.
  13. Zannettou S., Chatzis S., Papadamou K., Sirivianos M. The Good, the Bad and the Bait: Detecting and Characterizing Clickbait on YouTube // 2018 IEEE Security and Privacy Workshops (SPW). IEEE. 2018. P. 63–69. DOI: 10.1109/SPW.2018.00018.
  14. Varsney D., Vishwakarma D. K. A unified approach for detection of Clickbait videos on YouTube using cognitive evidences // Applied Intelligence. 2021. Vol. 51. P. 4214–4235. DOI: 10.1007/s10489-020-02057-9.
  15. Jácobo-Morales, D., Marino-Jiménez, M. Clickbait: Research, challenges and opportunities – A systematic literature review // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2024. Vol. 14, issue 4, e202458. P. 1–15. DOI: 10.30935/ojcmt/15267.

Поступила 11.02.2025