ПОВЫШЕНИЕ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ МАШИН ЗА СЧЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ

УДК 621.3.027.542.3

  • Ким Юрий Алексеевич − кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной графики машиностроительного профиля. Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, ул. Я. Коласа, 12, Республика Беларусь). E-mail: igmp_atf@bntu.by

  • Насковец Михаил Трофимович − кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naskovets@belstu.by

  • Жарков Николай Иванович − кандидат технических наук, старший научный сотрудник кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: zharkov@belstu.by

  • Гиль Виталий Иванович − кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: v.gil@belstu.by

Ключевые слова: проходимость, накачка шин, давление воздуха, уплотнение соединений, герметичность, затраты энергии.

Для цитирования:Ким Ю. А., Насковец М. Т., Жарков Н. И., Гиль В. И. Повышение проходимости колесных машин за счет регулирования давления воздуха в шинах // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2022. № 2 (258). С. 125–129. DOI: https://doi.org/10.52065/2519-402X-2022-258-2-5-19.

Аннотация

В связи с нарастающим выпуском новых машин повышенной проходимости (лесных, сельскохозяйственных и др.), оснащенных крупногабаритными шинами, возникает проблема повышения их эксплуатационных качеств. Для решения этого вопроса проведены исследования, изучающие влияние воздействия крупногабаритных шин на почвогрунт.

В ходе лабораторных исследований определялась нагрузка на дорогу от машины. Объектом полевых исследований явилась машина, оснащенная системой централизованной накачки шин (ЦНШ) для задних колес. Были также проведены работы, связанные с разработкой конструкции и установкой системы ЦНШ. Выявлено, что время накачки шин задних колес с использованием ЦНШ в пределах от 0,05 до 0,15 МПа составляет 840 с при максимальной нагрузке на колесо и 600 с при минимальной. Время падения давления воздуха при тех же условиях составляет соответственно 1200 и 1500 с.

В процессе эксплуатации машин повышенной проходимости, оснащенных системой ЦНШ, выявилась ее недостаточная герметичность. Основная доля отказов пневмосистем относится к уплотнениям вращающихся соединений воздухопроводов. С целью повышения производительности и герметичности системы ЦНШ предлагается разработанное устройство крепления блока уплотнителей в ступице колеса. Как показали результаты проведенных исследований, основным направлением снижения уплотняющего воздействия колесного движителя на почву является снижение величин максимальных давлений в контакте.

Список литературы

  1. Гуськов В. В. Тракторы. Часть II. Теория. Минск: Выш. шк., 1977. 384 с.
  2. Кацыгин В. В. Основы теории выбора оптимальных параметров мобильных сельскохозяйственных машин и орудий // Вопросы земледельческой механики. 1975. Т. 8. С. 3–142.
  3. Кацыгин В. В., Орда А. И., Афанасьев Н. И. Взаимодействие ходовых систем тракторов с почвой // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1983. № 1. С. 18–19.
  4. Ксеневич И. П., Скотников В. А., Ляско М. И. Ходовая система – почва – урожай. М.: Агропромиздат, 1985. 304 с.
  5. Скойбеда А. Т. Автоматизация ходовых систем колесных машин. Минск: Наука и техника, 1979. 277 с.
  6. Рабочев И. С., Камнев В. И., Маслов А. С. Уменьшение отрицательного воздействия мобильных агрегатов на почву // Вестник сельскохозяйственной науки. 1979. № 4. С. 90–94.
  7. Горячкин В. П. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Колос, 1965. 720 с.
  8. Соколова В. А., Петров И. П. Исследование взаимодействия арочного колеса с опорной поверхностью // Труды НАМИ. 1962. Вып. 54. С. 64–72.
  9. Трехколесное транспортное средство: А.С. СССР 1169842 / М. С. Высоцкий, В. В. Кацыгин, С. Ф. Опейко, Ю. А. Ким. Опубл. 07.03.1985.
  10. Устройство крепления блока уплотнителей в ступице колеса: А. С. СССР 1108023 / А. Л. Хилько, Ю. А. Ким. Опубл. 09.04.1984.
  11. Бобровник А. И., Ким Ю. А. Централизованная накачка шин машин для внесения минеральных удобрений МВУ-30 // Взаимодействие ходовых систем с почвогрунтами. Минск. 1983. С. 49–51.
  12. Как работает подкачка шин на Урале // Meloci.ru URL: https://meloci.ru/shiny/kak-rabotaet-podkachka-shin-na-urale.html (дата обращения: 03.12.2021).
  13. Опейко Ф. А. Колесный и гусеничный ход. Минск: Изд. АСХН БССР, 1960. 186 с.
  14. Марщак А. Л. О профиле поверхности пневматических колес при контакте с почвой // Сельхозмашина. 1956. № 3. С. 22–24.
  15. Семенов В. М., Армаферов Р. Г. Работа грузового автомобиля в тяжелых дорожных условиях. М.: Автотрансиздат, 1962. 177 с.
Поступила 14.03.2022