CO-EVOLUTIONARY STRATEGY IN IMPROVING EDUCATION AND SHAPING THE SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF A SECURE FUTURE

УДК :37:316.4

  • Бурак Петр Михайлович – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: burak1949@tut.by

Ключевые слова: коэволюция, симметрия, диссимметрия, асимметрия, неравновесность, экспансия, ресурсы, образование.

Для цитирования: Бурак, П. М. Коэволюционная стратегия в совершенствовании образования и формировании социокультурных условий безопасного будущего / П. М. Бурак // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. – Минск : БГТУ, 2020. - № 1 (233). – С. 97-106.

Аннотация

В статье развивается представление о фундаментальном характере коэволюции как явлении генерирования ресурсов и сохранения бытия природы и общества в процессах экспансии жизни, что является своеобразным продолжением расширения Вселенной вследствие Большого взрыва. В этой связи, с учетом исследования Э. Янча, раскрывается генезис коэволюции как опосредующего, интегрирующего и сохраняющего механизма в едином, взаимосвязанном бытии, эволюции макро- и микромира, границы которых «отмечены» нарушением симметрии. Поскольку подобные нарушения симметрии характерны для всех исторических типов эволюции в универсальном процессе исторического развития Вселенной, то данное обстоятельство принимается в качестве продуктивного аргумента для разработки в статье представлений о всеобщности и объективной необходимости относительной асимметричности коэволюции как фактора экспансии, генерирования ресурсов, системообразования, сохранения живого в его единстве и развитии. Обосновывается фундаментальный характер коэволюционной стратегии генерирования ресурсов в развертывании универсума, сопровождающегося ростом сложности и автономии системной организации бытия вплоть до человека разумного, на основе принципа единства симметрии (как сохранения) и асимметрии (как изменения) различных по природе систем, выражающегося в интегрирующем явлении диссимметрии. В авторской интерпретации и в применении к решению задачи статьи раскрывается содержание терминов «экспансия», «генерируемые ресурсы», «неравновесность» и др. В качестве исследовательского и образовательного приоритетов подчеркивается необходимость разработки предполагаемой темы прогрессивной коэволюции для сохранения и достижения безопасности социоприродного бытия.

Список литературы

  1. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. 2-е. изд. М.: КомКнига, 2011. 272 с.
  2. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 143–158.
  3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2007. 576 с.
  4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука,1989. 261 с.
  5. Македонов А. В. Учение В. И. Вернадского о диссимметрии геологических объектов // В. И. Вернадский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. С. 558–561.
  6. Хисматуллина Ю. Р. Симметрия, асимметрия и диссимметрия в структуре и развитии живой материи: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.08. Саратов, 2005. 178 л.
  7. Урманцев Ю. А. Эволюционика, или общая теория развития систем природы, общества и мышления. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240 с.
Поступила 15.05.2020