PERSUASIVE PROCESS IN MEDIA PRODUCTION OF JOURNALISTIC TEXTS
УДК 070:004.738.5
Ключевые слова: персуазивность, персуазивные стратегии, персуазивные техники, дискурс СМИ, медиапространство.
Для цитирования: Рыбка, К. В. Персуазивный процесс в медиапроизводстве журналистских текстов / К. В. Рыбка // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. - Минск : БГТУ, 2020. - № 1 (231). - С. 41-45.
Аннотация
В статье рассматривается специфика персуазивного процесса в медиапроизводстве, изучается влияние персуазивных техник на моделирование авторской оценки, исследуются возможности вербальных и паравербальных средств включаться в репрезентацию убеждающих стратегий. На анализе текстов из двух белорусских информационных источников показывается, как на конкретном медиасобытии могут реализовываться такие методы журналистского творчества, как констатация и интерпретация факта, в части достижения в аналитическом материале персуазивного эффекта. В статье актуализирован вопрос об эффективности используемых персуазивных стратегий и техник белорусскими средствами массовой информации. Установлено, что современные медиа делают выбор в пользу того или иного подхода в зависимости от формы издания, политической и экономической обстановки в государстве. Отмечено влияние дигитализации и аудитории интернет-площадки на выбор персуазивной стратегии. Выдвигается предположение, что перед белорусскими средствами массовой информации возникает непростая задача поформированию положительного имиджа надежного источника, что в определенной степени отражается на способе интерпретации медиасобытия.
Список литературы
- Ивченков В. И. Медиалингвистика как научное направление в сферах языкознания и журналистики // Медиалингвистика: сб. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций»; под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2015. Вып. 4: Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа. С. 26–29.
- Голоднов А. В. Риторический метадискурс: основания прагмалингвистического моделирования и социокультурной реализации. СПб.: Астерион, 2011. 343 с.
- Рюкова А. Р. Языковые способы реализации персуазивности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sposoby-realizatsii-persuazivnosti (дата обращения: 10.01.2020).
- Романова Н. После президентских выборов в Украине ожидается передел властной системы [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/realnyy-stsenariy-napishet-zhizn.html (дата обращения: 29.01.2020).
- Муковозчик А. В промежуток между двумя президентами Украина вдруг стала похожа на «страну советов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/strana-sovetov-gordon.html (дата обращения: 29.01.2020).
- Денисов А. У пешки есть шанс стать ферзем. Феномен Зеленского [Электронный ресурс]. URL: https://news.tut.by/economics/634335.html (дата обращения: 29.01.2020).
- Шрайбман А. Что изменится для Беларуси после победы Зеленского [Электронный ресурс]. URL: https://news.tut.by/economics/634159.html (дата обращения: 29.01.2020).
- Іўчанкаў В. І. Дыскурс беларускіх СМІ: арганізацыя публіцыстычнага тэксту. Мінск: БДУ, 2003. 257 с.
- Ивченков В. И. Журналистика и дискурсный анализ СМИ как сферы научного познания // Журналістыка – 2013: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы XV Міжнар. навук.-практыч. канф., Мінск, 5–6 снежня 2013 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: С. В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. Мінск, 2013. Вып. 15. С. 201–205.