TO THE QUESTION OF THE INTERACTION OF THE WHEEL PROPULSION WITH A DEFORMABLE BASE

УДК 630*377.4

  • Ким Юрий Алексеевич – кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: y.kim@belstu.by

  • Бобрович Владимир Аркадьевич – кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: v.bobrovich@belstu.by

  • Войтеховский Борис Викторович – ассистент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: b.voytehovcki@belstu.by

  • Исаченков Владимир Сергеевич – ассистент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: v.isachenkov@belstu.by

Ключевые слова: шина колеса, пятно контакта, геометрические параметры, опорная поверхность.

Для цитирования: К вопросу взаимодействия колесного движителя с деформируемым основанием / Ю. А. Ким [и др.] // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. - Минск : БГТУ, 2019. - № 1 (216). - С. 196-200.

Аннотация

Рост энергонасыщенности сельхозмашин и машин специального назначения приводит к росту их массы и, следовательно, к увеличению сопротивления передвижению. Основные потери мощности связаны с передвижением транспортного средства.

В статье рассмотрен процесс взаимодействия жесткого колеса с упругим деформируемым основанием, а также основные причины, которые влияют на величину момента сопротивления качению колеса. В основном момент сопротивления колеса, а следовательно энергозатраты на передвижение, зависят от характера распределения удельного давления в пятне контакта колеса и деформируемого опорного основания. Именно от характера распределения удельного давления зависят направление и величина реактивной силы, прямо влияющей на момент сопротивления качению. В свою очередь характер распределения контактного напряжения зависит от формы поверхности контакта, которая может быть задана размерами и формой жесткого колеса.

В статье доказано, что моделирование поверхности контакта пневматического колеса с деформируемым основанием в ряде случаев достаточно точно отражает реальную картину взаимодействия и может быть применено в расчетах ходовых систем сельхозмашин и машин специального назначения.

Список литературы

  1. Рабочев И. С. Уменьшение отрицательного воздействия мобильных агрегатов на почву // Вестник сельскохозяйственной науки. 1979. № 4. С. 90–94.
  2. Пупонин А. И., Матюк Н. Ф., Русанов В. А. Деформация дерново-подзолистой почвы ходовыми системами тракторов и урожай // Земледелие. 1981. № 6. С. 22–24.
  3. Камнев А. Л., Маслов В. А., Полонский М. А. Влияние ходовых аппаратов тракторов на плотность почвы и урожайность // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 1978. № 2. С. 74–78.
  4. Бондарев А. Г. Изменение физических свойств и плодородия почв Нечерноземья под воздействием ходовых систем // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1983. № 5. С. 8–10.
  5. Кононов А. М. Исследование реализации тягово-сцепных качеств и агротехнической проходимости колесных тракторов на суглинистых почвах Беларуси: автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Горки: БСХА, 1974. 41 с.
  6. Гапоненко В. С. О путях снижения уплотняющего воздействия машинно-тракторных агрегатов на почву // Влияние сельскохозяйственной техники на почву: труды Почвенного ин-та им. В. В. Докучаева. М., 1981. С. 56–61.
  7. Ксеневич И. П., Скотников В. А., Ляско М. И. Ходовая система – почва – урожай. М.: Агропромиздат, 1985. 304 с.
  8. Бочаров Н. Ф. Транспортные средства на эластичных движителях. М.: Машиностроение, 1974. 208 с.
  9. Омельянов А. Е. О применении пневматических колес на сельхозмашинах // Сельхозмашина. 1948. № 5. С. 15–18.
  10. Ульянов Н. А. Теория самоходных землеройно-транспортных машин. М.: Машиностроение, 1969. 520 с.
  11. Алексейчик, Н. А., Будько Ю. В., Терехов Б. А. Повышение проходимости сельскохозяйственных машин. Минск: Урожай, 1979. 139 с.
  12. Ким Ю. А., Опейко С. Ф. Теоретическое определение напряжений в области контакта жесткого колеса с деформируемым грунтом // Автотракторостроение. Вып. 17. Теория и конструирование мобильных машин. 1982. С. 68–70.
  13. Филоненко – Бородич М. М. Теория упругости: учеб. для вузов; 4-е изд., доп. и перераб. М.: Гос. изд-во физико-математической литературы, 1959. 364 с.
Поступила 18.10.2018