СЕЛЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ В ПОСЕССИВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛОРУССКОГО, РУССКОГО, АНГЛИЙСКОГО И ИТАЛЬЯНСКОГО ЯЗЫКОВ)

УДК 81'367.7

Апостол Ольга Думитрувна – старший преподаватель, кафедра английского языка естественных факультетов, аспирант кафедры белорусского языкознания. Белорусский государственный университет (ул. Академика Курчатова, 5, 220045, г. Минск, Республика Беларусь) E-mail: apostolvd@bsu.by

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6729-2025-291-12.

 

Ключевые слова: категория посессивности, селективные аспекты, белорусский язык, русский язык, английский язык, итальянский язык.

Для цитирования: Апостол О. Д. Селективные аспекты в посессивных конструкциях (на материале белорусского, русского, английского и итальянского языков) // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт и медиатехнологии. 2025. № 1 (291). С. 85–92. DOI: 10.52065/2520-6729-2025-291-12.

Аннотация

Посессивность – одна из универсальных понятийных категорий языка, основное значение которой – определение названия объекта через его отношение к некоторому лицу или предмету (относительная номинация). В содержательном и формальном аспектах посессивность связана с такими категориями, как детерминация, предикативность, атрибутивность, локативность, семантическая релятивность (наличие в семантической структуре слова релятивной семы). Посессивность регулярно выражается лексическими, синтаксическими, морфологическими средствами, набор которых для каждого языка индивидуален. В статье рассматриваются различные селективные аспекты посессивных конструкций, такие как предикативность / атрибутивность, тождественность / нетождественность, абстрактность / конкретность, отчуждаемость / неотчуждаемость, актуализированность / неактуализированность в языках, относящихся к славянской (белорусский и русский), германской (английский) и романской (итальянский) группам. В статье раскрываются научные основы процессов концептуализации и категоризации, которые, будучи специфическими видами мыслительной деятельности, способствуют закреплению в сознании концептуального понимания действительности, тем самым воздействуя на развитие речевой деятельности. Отмечается, что сознание, концептуализация, категоризация, речемыслительная деятельность выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи в процессе мышления и обучения речи. Приведены примеры контекстов из классической литературы и языкового корпуса1. Исследование содержит обширный анализ посессивных конструкций, представляет сравнительные данные и классификацию конструкций в зависимости от селективных категорий. Подчеркивается важность понимания того, как человек концептуализирует окружающую действительность через язык, особенно в контексте отношений посессивности. Одной из причин возникновения этих проблем является не всегда четкое определение понятия «селективность» в работах лингвистов, а также разница в значениях этого понятия в ряде социогуманитарных дисциплин, смежных с лингвистикой. Анализ различных типов посессивности и их значений позволяет глубже проникнуть во взаимосвязь между языком и реальностью. Областью применения результатов являются различного рода научные исследования на тему особенностей и проблем протекания процессов концептуализации и категоризации при построении и анализе различных языковых картин мира. Результаты исследования важны для теории и практики преподавания языков, поскольку они способствуют осознанию механизмов выражения посессивности в разных языках и пониманию сложности и разнообразия посессивных конструкций.

Скачать

Список литературы

  1. Heine B. Possession. Cognitive sources, forces, and grammaticalization. Cambridge: Cambridge university Press, 1997. 274 p.
  2. Журинская М. А. Посессивность // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Совет. Энцикл., 1990. С. 388–389.
  3. Важнік С. А. Сінкрэтызм беларускага сінтаксісу: на прыкладзе пасесіўных канструкцый з прэдыкатамі мець і быць // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 102 –110. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-102-110.
  4. Важнік С. А. Мець ці быць? Пасесіўная карціна свету беларусаў // Человек в социокультурном измерении. 2021. № 1. С. 4–13.
  5. Селиверстова О. Н. Экзистенциональность и посессивность в языке и речи: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19. М., 1982. 45 с.
  6. Давлетшина С. М. Категория посессивности в языке и речи: дис. … канд. филол. наук: 10.02.20. Уфа, 2008. 159 л.
  7. Seiler H. Possession as an operational dimension of language. Koln: Universalienprojekt Institut für Sprachwissenschaft Universität, 1981. 156 p.
  8. Грейзбард Л. Основы итальянского языка. М.: Изд-во Института общего среднего образования, 2001. 384 с.
  9. Мароз С. С. Катэгорыя пасесіўнасці і сродкі яе выражэння ў сучаснай беларускай літаратурнай мове: дыс. … канд. філал. навук: 10.02.01. Мінск, 2001. 109 л.
  10. Милованова М. В. Понятие посессивности: проблемы определения и структуры // Вестник ВолГУ 2007. Сер. 2, № 6. С. 95–102.
  11. Южакова Ю. А. Тождество как лингвистическая категория // Известия ПГПУ имени В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 454–458.
  12. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стер. М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. 571 с.
  13. Киклевич А. К. Категория абстрактности / конкретности и одушевленности / неодушевленности в функциональном аспекте // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта імя У. І. Леніна. Сер. 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. Псіхалогія 1988. № 1. С. 56–60.
  14. Давлетшина С. М. Анализ структурных особенностей категории посессивности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 8. С. 51–55. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-51-55.
  15. Міхневіч А. Я. Праблемы семантыка-сінтаксічнага даследaвання беларускай мовы. Мінск: Навука і тэхніка, 1976. 263 с.

Поступила 08.10.2024