ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛЕСНЫХ КОЛЕСНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ГРУНТОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ

УДК 630*377.4:625.711.84

Насковец Михаил Трофимович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: naskovets@belstu.by

Ким Юрий Алексеевич – кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная графика машиностроительного профиля». Белорусский национальный технический университет (ул. Я. Коласа, 12, 220013, г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: igmp_atf@bntu.by

Штепа Владимир Николаевич – доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности. Белорусский государственный технологический университет (ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Республика Беларусь). Е-mail: tppoless@gmail.com

Тявловская Тереза Михайловна – старший преподаватель кафедры «Инженерная графика машиностроительного профиля». Белорусский национальный технический университет (ул. Я. Коласа, 12, 220013, г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: igmp_atf@bntu.by

Жлобич Павел Николаевич – инженер кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (ул. Свердлова, 13а, 220006, г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: pashkazhlobich1@gmail.by

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2519-402X-2025-288-7.

 

Ключевые слова: грунтовые основания, лесной колесный движитель, протекторы шин, воздействие колесной нагрузки, оценка работоспособности.

Для цитирования: М. Т. Насковец, Ю. А. Ким, В. Н. Штепа, Т. М. Тявловская, П. Н. Жлобич. Оценка влияния воздействия лесных колесных движителей на работоспособность грунтовых поверхностей подъездных путей // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2025. № 1 (288). С. 69–74. DOI: 10.52065/2519-402X-2025-288-7.

Аннотация

В данной публикации рассмотрены некоторые аспекты негативного влияния колесных движителей при перемещении по грунтовым основаниям с низкой несущей способностью. Показано, что современные транспортно-технологические машины, оснащенные такими ходовыми системами, представляют собой большегрузные крупногабаритные технические средства повышенной проходимости, которые должны обеспечивать эффективную работу всех производственных процессов. Проанализированы варианты взаимодействия различного вида колесных схем (такие как односкатные шины, спаренные колеса и колеса с низкопрофильными шинами) с грунтовой поверхностью. Это дало возможность сделать вывод о неравномерности горизонтального и вертикального смещения грунта в зоне пятна контакта колес, а также показало, каким образом распределяется удельное давление по глубине при воздействии разнопрофильных шин. Кроме того, в статье исследованы способы снижения величины напряжений, возникающих в грунтовых массивах. Приведены основные их достоинства и недостатки, которые свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблемы взаимодействия колесных систем с грунтовыми поверхностями. Проведенная оценка воздействия на грунт лесных колесных движителей в местах совместного контакта позволила выработать направления, способствующие увеличению работоспособности грунтовых оснований и дорог.

Скачать

Список литературы

  1. Насковец М. Т. Транспортное освоение лесов Беларуси и компоненты лесотранспорта. Минск: БГТУ, 2010. 178 с.
  2. Сухопутный транспорт леса / В. И. Алябьев [и др.]. Минск: Лесная пром-сть, 1990. 416 с.
  3. Леонович И. И. Автомобильные лесовозные дороги. Минск: Высш. шк., 1965. 396 с.
  4. Бабаскин Ю. Г. Дорожное грунтоведение и механика земляного полотна. Минск: ИНФРА-М, 2013. 462 с.
  5. Бабаков В. Ф., Безрук В. М. Основы грунтоведения и механики грунтов. М.: Высш. шк., 1986. 239 с.
  6. Кишинский М. И. Эксплуатация и ремонт лесовозных дорог. М.: Гослесбумиздат, 1954. 326 с.
  7. Исследования величин давления в пятне контакта крупногабаритной шины с деформируемой опорной поверхностью / Ю. А. Ким [и др.] // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2022. № 1 (252). С. 143–148.
  8. Леонович И. И., Вырко Н. П. Механика земляного полотна. Минск: Наука и техника, 1975. 232 с.
  9. Влияние величины давления воздуха в шинах колес на геометрические параметры пятна контакта при взаимодействии с опорной поверхностью / Ю. А. Ким [и др.] // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2018. № 2 (210). С. 308–312.
  10. Касперович А. В., Шашок Ж. С., Мозгалев В. В. Технология производства шин. Минск: БГТУ, 2011. С. 147.
  11. Маркина А. А., Давыдова В. В. Теория движения колесных машин. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. 216 с.
  12. Гуськов В. В. Тракторы. Ч. II. Теория. Минск: Выш. шк., 1977. 384 с.
  13. Скойбеда А. Т. Автоматизация ходовых систем колесных машин. Минск: Наука и техника, 1979. 277 с.
  14. К вопросу взаимодействия колесного движителя с деформируемым основанием / Ю. А. Ким [и др.] // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2019. № 1 (216). С. 196–200.
  15. О повышении проходимости внедорожного колесного транспортного средства / Ю. А. Ким [и др.] // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2023. № 1 (264). С. 98–103.

Поступила 20.10.2024