ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

УДК 101.1:316:008

Потоцкий Алексей Александрович – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: potoc78@mail.ru

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6885-2024-287-17.

 

Ключевые слова: коммуникация, искусство, эстетика, художественная культура, диалог, традиция.

Для цитирования: Потоцкий А. А. Диалогическая природа художественного произведения и его коммуникативный потенциал // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 2 (287). С. 91–94. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-287-17.

Аннотация

В статье рассматриваются принципы и закономерности взаимовлияния искусства и целостного организма – культуры. Раскрываются культурозависимые свойства искусства, которые могут воплощать в той или иной степени фундаментальные представления своей эпохи о мире, системе ценностей, гармонии. В статье обосновывается точка зрения, согласно которой не существует некоего вневременного правильного художественного видения, оно меняется вместе со сложным комплексом общественно-культурных обстоятельств и психологией личности. Вместе с тем и само искусство является активно участвующим в формировании концепций бытия, «автором» нового понимания мира и человека, новых идеалов и вкусов. Исследование коммуникативного потенциала художественного произведения осуществляется в контексте современной художественной культуры, провозглашающей в качестве главного творческого принципа радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры и отказывающейся от идеи иерархичности культурного пространства. Установлено, что неповторимая актуальность художественного произведения состоит в том, что оно безгранично открыто для новых интеграций, нового коммуникативного опыта. Использование подобной методологической стратегии позволяет исследовать художественное произведение как феномен, обеспечивающий преемственность в развитии художественной культуры, ее обновление на основе актуализации и творческого переосмысления художественного наследия.

Скачать

Список литературы

  1. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Гнозис, 1993. 119 с.
  2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
  3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
  5. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 392 с.

Поступила 16.09.2024