АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕДИАТАКТИКИ БРЕНДОВ КИТАЙСКИХ СМАРТФОНОВ ПРИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ ИНТЕРЕСОВ КОМПАНИИ НА РЫНКАХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
УДК 070:004.451.9+339.138
Ли Сяосюй – аспирант кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: lxxxxlru@gmail.com
DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6729-2024-285-10.
Ключевые слова: медиатактика, СМИ, антикризисный PR, бренд, смартфон, рынок, Китай.
Для цитирования: Сяосюй Ли. Антикризисные медиатактики брендов китайских смартфонов при позиционировании интересов компании на рынках зарубежных стран // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2024. № 2 (285). С. 76–81. DOI: 10.52065/2520-6729-2024-285-10.
Аннотация
В статье рассмотрены основные медиатактики, применяемые китайскими компаниями-производителями смартфонов в антикризисных коммуникациях при позиционировании брендов на рынках зарубежных стран. Отмечается, что на мировом рынке смартфонов фактором успеха для производителей является, с одной стороны, позиционирование технических и продуктовых инноваций (новых флагманов) в совокупности с императивом «цена – качество», с другой – компании-производители работают как с зонтичными брендами, так и с брендами производимых смартфонов. Утверждается, что целесообразно выделить следующие медиатактики, применяемые в практике китайских компаний: оперативное размещение в СМИ медиатекстов, нейтрализующих негативную информацию о бренде, в ответ на информационные вбросы либо массированную атаку в средствах масс-медиа; интенсивное генерирование сведений в защиту интересов компании с целью привлечения необходимого внимания со стороны групп общественности, демонстрирование открытой позиции в СМИ по признанию ошибки, а также информирование общественности о принятых мерах по недопущению в дальнейшем подобных действий и др. Рассмотрены примеры кризисных ситуаций, с которыми столкнулись китайские бренды смартфонов, наиболее известные среди них – бренды Huawei, Xiaomi, в истории которых есть антикризисные кейсы, решаемые как с помощью определенных маркетинговых решений, так и с использованием медийных стратегий и тактик.
Список литературы
- Данилов В. А. Антикризисный PR. Теория и практика. М.: РГАУ-МСХА, 2016. 160 с.
- Минзов А. С. Антикризисный PR и противодействие «черному» PR. М.: МЭИ, 2006. 122 с.
- Сайкин Е. А. Антикризисный PR. Новосибирск: Новосибирский гос. техн. ун-т, 2015. 42 с.
- Фролов С. С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. 368 с.
- Чимаров С. Ю., Горбатова Н. В., Добычина И. Е. Антикризисный PR: теория и практика: монография. СПб.: СЗАГС, 2011. 172 с.
- Чумиков А. Н. Антикризисные коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2013. 172 с.
- Романов А. А. Медиапланирование. М.: Евраз. открытый ин-т, 2010. 239 с.
- Старкова Н. А. Маркетинговые коммуникации и организация рекламной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 98 с.
- Шляхова С. С. Эффективный PR-текст: форма и содержание. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2009. 385 с.
- Щепилов К. В. Медиаисследования и медиапланирование. М.: РИП-холдинг, 2004. 219 с.
- Россия и мир: 2024. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО РАН, 2023. 124 с.
- Морозова С. А., Резниченко Л. В. Анализ мирового рынка смартфонов // World science: problems and innovations: сб. ст. XXI Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 30 мая 2018 г.: в 4 ч. Пенза, 2018. Ч. 2. С. 144–148.
- Маркова В. Д., Цинлин М., Гэ Ч. Маркетинговые стратегии производителей на рынке смартфонов // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17, № 4. С. 158–167.
- Мэн Ц. Л., Чжао Г. Позиционирование китайских смартфонов на мировом рынке // МНСК – 2017: Менеджмент: материалы 55-й Междунар. науч. студ. конф., Новосибирск, 17–20 апр. 2017 г. Новосибирск, 2017. С. 24–25.
- Чайковская А. В., Шуенкова Ю. А. Возможности и перспективы компании XIAOMI на мировом и российском рынке смартфонов // Факторы развития экономики России: сб. тр. IX Междунар. науч.-практ. конф., Тверь, 27–28 апр. 2017 г. Тверь, 2017. С. 195–199.
- Акимова М. П., Горбенко Е. А. Оценка коммуникационной деятельности в социальных сетях и рекомендации по коррекции деятельности в текущей ситуации на примере брендов Oppo, Honor, Xiaomi // Реклама, PR и дизайн в бренд-коммуникациях: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 172–177.
- Гуань Ш., Кметь Е. Б. Развитие интернет-маркетинга предприятия в Китае (гуманитарный аспект) // Экономическая наука сегодня: теория и практика: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 52–55.
Поступила 12.02.2024