ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛИНАРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК СУЩЕСТВЕННОГО УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

УДК 338.482

 

  • Бессараб Дмитрий Александрович – кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры туризма, природопользования и охотоведения. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: dibess1@yandex.ru
  •  
  • DOI: https://doi.org/ 10.52065/2519-402X-2024-282-16.

 

Ключевые слова: туризм, этнокультурный туризм, туристическая дестинация, туристический бренд, развитие туризма в Беларуси, национальная кухня, быт и ментальная организация населения

Для цитирования: Бессараб Д. А. Возможность использования национальных кулинарных традиций как существенного условия эффективного продвижения туристической дестинации // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2024. № 2 (282). С. 132–140. DOI: 10.52065/2519-402X-2024-282-16.

Аннотация

В статье приводятся взгляды автора на возможности использования в маркетинге туристического продукта аутентичного гастрономического бренда, являющегося одним из индикаторов туристической дестинации. В этой связи в качестве необходимого условия для устойчивого развития последнего может выступать экологическое и культурно-историческое наследие нашей страны. В последние десятилетия наблюдается отчетливо выраженное увеличение потребительского интереса к вопросам гастрономии, что подтверждается присутствием в информационном пространстве большого количества материалов, представленных на различных носителях, посвященных этой тематике. Особо ценятся те из них, которые либо стихийно, либо целенаправленно сложились как кулинарные бренды. В данном случае они становятся проводником функции идентификации дестинации для потребителя, а именно доносят до него существенные отличия или уникальность данной структурной единицы туризма. Констатируется, что экономическую систему следует рассматривать как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории. В данном случае она является объектом управления, и ключевыми моментами этого процесса будет принятие решений по поводу того, что, сколько и как следует производить, кто должен получить эту продукцию и способна ли система адаптироваться к изменениям. Иными словами, необходимо произвести оценку ее потенциальной конкурентоспособности, а значит, представить маркетинговую стратегию, позволяющую прогнозировать ее будущее развитие. Подчеркивается, что в основе маркетинга туристического продукта и создания аутентичного гастрономического бренда, являющегося одним из индикаторов дестинации, должен использоваться исторический элемент национальной литвинско-белорусской кухни, имидж которого включает узнаваемый ряд ретросоставляющих. Важную роль играет оценка привлекательности культуры страны и ее национального мифа в представлениях зарубежного путешественника, что потенциально ведет к увеличению экспорта туристических услуг. В то же время сочетание вышеназванных факторов потенциально активизирует возможности для развития и внутреннего туризма.

Скачать

Список литературы

  1. Об утверждении государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 янв. 2021 г., № 58 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: http://www.pravo.by/document (дата обращения: 11.03.2024).
  2. Кузьмина К. А., Матецкая М. В. Брендинг территорий и брендинг дестинаций: общее и особенное // Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. СПб.: Левша, 2014. С. 6–23.
  3. Тарасёнок А. И. Геоэкономика туризма. М.: ИНФРА-М; Минск: Новое знание, 2011. 272 с.
  4. О туризме: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 1999 г., № 326-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100129&p1=1&p5=0 (дата обращения: 01.12.2023).
  5. Bieger T. Management von Destinationen. München; Wien: Oldenbourg, 2002. 386 s.
  6. Макконнелл К. Р., Брю C., Флинн Ш. М. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2011. 1010 с.
  7. Тарасёнок А. И. Оценка конкурентоспособности национальной туристической дестинации Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 2018. № 2. С. 139–151.
  8. Мейл Питер. Год в Провансе. М.: Азбука, 2023. 288 с.
  9. Мейл Питер. Еще один год в Провансе. М.: Азбука, 2015. 320 с.
  10. Национальная стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 г. // Официал. Портал Нац. агенства по туризму. URL: http://www.belarustourism.by/newsНАЦИОНАЛЬНАЯ%20СТРАТЕГИЯ.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  11. Никифоровский Н. Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности // Этнографические данные. URL: http://by.ethnology.ru/by_lib/nkfrvsk_01/ graf/nkfrvsk_01_cont.html (дата обращения: 01.12.2023).
  12. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, собранных и приведенные в порядок П. В. Шейном // Сборник Отделения русского языка и словес-

ности императорской Академии наук: в 3 т. СПб.: Тип. Императ. Акад. наук, 1887–1902. Т. 3: Описание жилища, одежды, пищи, занятий; препровождение времени, игры, верования, обычное право; чародейство, колдовство, знахарство, лечение болезней, средства от напастей, поверья, суеверия, приметы и т. д. 1902. Ч. 4. 535 с.

  1. Похлебкин В. В. Национальные кухни наших народов. М.: Центрполиграф, 2004. 329 с.
  2. Літоўская гаспадыня, ці Навука аб ўтрыманні ў добрым стане хаты... / пер. з пол. мовы П. Р. Казлоўскага, В. В. Нядзвецкай. Мінск: Полымя, 1993. 366 с.
  3. Литовская кухарка: первая белорусская кулинарная книга / пер. с пол. Н. Бабиной. Минск: Харвест, 2013. 414 с.
  4. Некрашевіч С. М., Байкоў М. Я. Беларуска-расійскі слоўнік: факсім. выд. Мінск: Народная асвета, 1993. 362 с.
  5. Мария Лемнис, Генрих Витри. В старопольской кухне и за польским столом // Электрон. б-ка RoyalLib.com. URL: https://royallib.com/book/lemnis_mariya/v_staropolskoy_kuhne_i_za_polskim_stolom.html (дата обращения: 30.11.2023).
  6. Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян / пер. В. И. Матузовой. М.: Изд-во МГУ, 1994. 151 с.
  7. Бессараб Д. А. О возможности использования потенциала литвинско-белорусской кухни в туристических целях // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: зб. навук. арт. Мінск, 2023. Вып. 4. С. 678–683.

Поступила 13.03.2024